Первый индекс IQ российских городов, выпущенный в марте Минстроем РФ, оценил их "продвинутость" в цифровизации разных сфер жизни
Для южных городов полученные результаты оказались во многом неожиданными. "Эксперт ЮГ" увидел в этом повод для дискуссии с участием профильных специалистов.
Татьяна Полиди, исполнительный директор фонда "Институт экономики города":
— Сам факт появления такого исследования — позитивное событие. Ведь ранее государственные структуры даже не пытались как-то оценить эффективность развития городов, удобство проживания в них, ранжировать города по тем или иным аспектам. Однако в мире термин "Умный город" понимается достаточно широко: это город, в котором применяются лучшие практики городского менеджмента в целом, не ограничиваясь какими-то конкретными технологическими решениями. Это эффективное регулирование землепользования и застройки, это такое регулирование развития транспортной инфраструктуры, благодаря которому в городе не ухудшается, а улучшается экологическая обстановка, пробки не растягиваются, а сокращаются, время проезда из дома на работу не увеличивается, а сокращается. Во всём мире такие индикаторы давно используются — они называются "индикаторами устойчивого развития". В России же тема умного города звучит куда более узко, охватывая какие-то конкретные технологические аспекты. Так вот, по всем общемировым индикаторам в Краснодаре дела обстоят плохо. Мы проводили большое исследование совместно с ДОМ.РФ, в рамках которого сравнивали 20 крупнейших агломераций, включая Краснодарскую, по уровню эффективности управления в жилищной, градостроительной и транспортной сферах. По ним по всем Краснодарская агломерация била все рекорды. К примеру, удельные объёмы строительства (ввод жилья на 1000 человек населения) превышают среднероссийские в пять раз, а многие зарубежные — в 10 раз. Градостроительные процессы аномально интенсивны. Вместе с этим, город не сделал ничего, чтобы такими же темпами наращивать и транспортную инфраструктуру. Ведь логично — чем больше недвижимости, тем больше людей, и тем больше должна быть пропускная способность инфраструктуры. Доступность жилья сильно выросла. Мы делали соответствующее исследование, изучая соотношение цен на жильё со средними доходами граждан, также по 20 агломерациям. Его результаты были включены в международный обзор агломераций. По его итогам Краснодарская агломерация оказалась на первом месте среди 300 мировых. Да, такие объёмы строительства — показатель востребованности города, уровня развития бизнеса в нем. Однако при этом очевидно, что условия жизни в нем ухудшаются. Экология ухудшается, транспортная загруженность — растёт.
Я сама жила в Краснодаре и прекрасно знаю этот город. Его застройка хаотична, градостроительные регламенты постоянно нарушаются. В зонах индивидуальной застройки строят многоквартирные дома. В пойме реки Кубань за 10 лет застроили всю набережную — там, где вообще нельзя было строить. На сегодня, как мне кажется, это город с самой либеральной градостроительной сферой, и результат мы все видим. В других городах, в том числе европейских и американских, эта сфера очень зарегулирована и жёстко контролируется, потому что если вы градостроительство не регулируете, то рыночная экономика сметает всё на своём пути.
Сейчас город зашёл в определённый тупик. Темпы застройки будут замедляться — просто физически остается всё меньше и меньше доступных площадок. Но того, что уже построено, и что ещё будет введено, вполне может хватить для транспортного коллапса. И никакими "умными светофорами" эту проблему не решить. Производители таких решений, конечно, заинтересованы в их внедрении и усиленно их лоббируют, но их закупка и внедрение не поможет. Проблему пробок можно снять эффективным землепользованием, управлением плотностью застройки, упорядочиванием градостроительных процессов. Пока это не будет сделано, внедрение цифровых технологий не поможет.
В других южных городах, — в Ростове-на-Дону, например — совсем другая удельная интенсивность застройки. Волгоград не показывает высоких темпов экономического развития, соответственно и темпы застройки там невысокие. Если в городе ничего не происходит, то и новых проблем не создаётся (с другой стороны, и старые не решаются). Проблемы появляются там, где есть экономическое развитие. А оно наиболее динамично в Краснодаре.
Статья целиком на сайте Эксперт Юг