Вы здесь

Тень кампуса: России не хватает настоящих студгородков. Р. А. Попов о существующих тенденциях

Дата публикации: 19.12.2022

Подход к созданию студенческой инфраструктуры в стране требует изменений

В аналитической записке Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС говорится, что в России нет общепринятых за рубежом качественных кампусов. Вместо них используется модель территориально разорванных зданий в большом городе. Между тем кампусы смогут стать драйвером развития как вузов, так и российских городов. Государство к этому выводу, по сути, уже пришло и создает программу по строительству новых кластеров. Достаточно ли нынешнее развитие студенческих городков в России, разбирались "Известия".

Кампусы есть, но их нет

Аналитическую записку (имеется в распоряжении "Известий") подготовили директор Научно-исследовательского центра стратегий регионального развития ИПЭИ Владимир Комаров, научный сотрудник этого центра Варвара Акимова и старший научный сотрудник лаборатории экономики знаний ИПЭИ Анна Волошинская.

В тексте они указывают, что именно placemaking (создание места) — ключевое направление по привлечению и удержанию талантов, однако в России отсутствуют кампусы в общепринятом за рубежом понимании. Вместо этого используется модель отдельных территориально разорванных зданий в большом и неудобном для жизни городе.

Другая проблема — отдаленность и отсутствие общежитий. Эксперты РАНХиГС призывают заняться в стране созданием кампусов мирового или хотя бы национального уровня, причем речь идет как о строительстве новых, так и о переформатировании существующих.

Каким должен быть кампус

По мнению аналитиков, кампус мирового уровня отличают качественная инфраструктура, удачное местоположение, сформированное сообщество с уникальной культурой и традициями, вклад объекта в местную экономику как туристического объекта.

Студгородок способен стать пилотной площадкой для технологий и проектов: например, там можно тестировать энергосберегающие зеленые здания, беспилотные автомобили.

Аналитики РАНХиГС делят кампусы на три типа по месту расположения: городские, пригородные или расположенные в научном городке и в сельской местности. В российских условиях, отмечают аналитики, кампусам лучше располагаться в крупном мегаполисе либо в научном городке вроде Зеленограда или Черноголовки. Проблема в том, что в стране в принципе ограниченное количество наукоградов. Третий вариант — строительство кампуса на новом месте, например, в пригородной зоне, но это подразумевает большие инвестиции.

Почему в России проблема с кампусами

В России слово "кампус" трактуется несколько иначе, чем за рубежом, считает заместитель директора направления "Муниципальное экономическое развитие" фонда "Институт экономики города" Роман Попов.

— У нас не было культуры размещения вузов в небольших городах. Понятие "университетский городок", привычное для западных стран, для России как раз нехарактерно, — сказал он "Известиям". — Есть отдельные примеры (новосибирский Академгородок), но чаще всего университеты, активно развиваясь, приобретали здания в разных районах города. Взять тот же СПбГУ, расположение которого представляет собой мозаичную структуру. Вузы приобретали здания там, где получалось. Более или менее везде так.

Считают ли кампусы проблемой сами вузы

Далеко не все опрошенные "Известиями" вузы согласились с выводами экспертов РАНХиГС о том, что в России есть проблемы со студгородками. Так, Сибирский федеральный университет (Красноярск) указал, что имеет полноценный кампус. Хотя ситуация с ним нетипична для российских университетов, оговорилась проректор по информационной политике СФУ Евгения Туртапкина.

— Мы молодой вуз и частично развивались как гринфилд, — сказала она "Известиям". — Это дало возможность спроектировать кампус в экологически чистом районе мегаполиса.

Будучи первым федеральным университетом, СФУ смог вложиться в строительство удобных общежитий, постепенно на территории появились кафе, магазины, парикмахерские, аптеки и т. д. В кампусе проходят филармонические концерты, кинопоказы. При подготовке к Универсиаде появился медицинский центр, лыжный стадион, горнолыжные трассы, несколько бассейнов, собственное гольф-поле.

Кампус — не для города?

Роман Попов из Института экономики города замечает, что обособленный кампус, имея свою атмосферу и субкультуру, всё равно является неким отдельным миром, а вот разрозненность объектов вуза (если это не доходит до крайности) на город влияет скорее положительно. В пример он приводит НИУ ВШЭ, который в последнее время старается отказываться от удаленных корпусов в пользу зданий в районе главного офиса.

— Это никакая не обособленная территория, это часть города Москвы, но при этом видно, что там, где есть вуз, где есть обслуживающие университет учреждения, там развивается студенческая субкультура, открываются кафе, прочие заведения, рассчитанные на молодежь, — говорит эксперт. — Всё это влияет на атмосферу города в целом. Сейчас район улицы Мясницкой — ее начало между Лубянкой и Бульварным кольцом — во многом такой студенческий субрайон.

Другое дело, говорит он, что такая разрозненность создает сложности в работе самих вузов, в особенности проблемы с общежитиями.

 

Статья целиком на сайте "Известия" от 17 декабря

Фото Константин Кокошкин/ "Известия"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть