Вы здесь

Трубный возраст: какие проблемы создают бесхозяйные сети. Комментарий И. В. Колесникова

Дата публикации: 03.10.2022

Запущенность систем водоснабжения и канализации доставляет неудобства населению, бизнесу и государству

Сколько воды утекло

По всей России остается порядка 10% сетей водоснабжения и водоотведения, которые не взяли в эксплуатацию ни муниципальные унитарные предприятия (МУПы), ни акционерные общества, ни концессионеры, рассказали "Известиям" в ГК "Росводоканал". В их число попадает и наследие 1970-х и 1980-х годов, которое продолжает снабжать население водой, находясь в аварийном состоянии. Значительная часть таких сетей проходит по частным или закрытым территориям режимных учреждений, что сильно усложняет решение ситуации.

Например, согласно отчетам только за 2021 год протяженность бесхозяйных сетей водоснабжения составила 11,2 тыс. км (2,1% от их общей протяженности), доля бесхозяйных сетей водоотведения — 2,8 тыс. км (1,6%), сообщили "Известиям" в госкорпорации ЖКХ (данные без учета двух столиц). В ходе проведенных инвентаризаций в небольших городах за последние годы выявлены десятки, а в крупных городах даже сотни километров бесхозяйных сетей. Например, в Воронеже бесхозяйные сети водоснабжения и канализации в совокупности насчитывают около 500 объектов общей протяженностью почти 220 км. В Сочи более 200 км трубопроводов и канализационных коллекторов юридически никому не принадлежат. В Москве протяженность учтенных бесхозяйных объектов водоснабжения на территории составляет более 550 км. В Перми зафиксировано 96,2 км бесхозяйных сетей, в том числе водопроводных 57,7 км и сетей канализации 38,5 км. И таких примеров в стране пока, к сожалению, множество.

Какие дела

В Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ) "Известиям" рассказали, что у бесхозяйных сетей сегодня есть две ключевые проблемы: процедура их передачи гарантирующему поставщику и включение в тариф расходов на их ремонт и содержание.

— Процедура передачи бесхозяйного имущества очень длительная, — говорят в РАВВ. — Прежде чем суд признает муниципалитет новым собственником сетей, у предыдущего владельца есть один год на их возврат. Только после истечения этого срока орган местного самоуправления признается полноправным собственником и далее может передать сети ресурсоснабжающей организации. Процесс очень растянут. Во-вторых, после получения на баланс коммунального предприятия сетей тарифный орган должен включить расходы на их содержание и ремонт в тариф.

По факту номинально так и происходит, но на практике этих денег ресурсоснабжающие организации в большинстве случаев никогда не увидят, поясняют в РАВВ.

Как утверждают в "Росводоканале", найти сегодня желающих взять в управление или собственность ветхие бесхозяйные сети очень сложно, так как они требуют значительных инвестиций и вложений. Тем более любая авария может привести к серьезному судебному разбирательству. Во время снегопада или ливней сети могут повреждаться, а учитывая климатические особенности регионов России, последствия могут быть крайне разрушительными.

Нередко бывает и так, что водосеть подключена, но некая компания об этом не знает. Если она официально не зарегистрирована, например, в муниципальной собственности, то бюджет на ее ремонт, обслуживание и модернизацию не закладываются ни в тариф, ни в инвестиционную программу. Из-за неудовлетворительного технического состояния подобных объектов качество подаваемого ресурса падает, а оператор либо несет скрытые потери, либо настаивает на поиске правового решения, чтобы принять в обслуживание такие сети на законных основаниях.

По общему правилу граница балансовой принадлежности устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома. При этом граница эксплуатационной ответственности проходит по границе балансовой принадлежности. Другие способы определения этих категорий означают незаконное возложение бремени содержания имущества на собственника, отмечают специалисты.

По словам руководителя проекта направления "Городское хозяйство" Института экономики города Игоря Колесникова, в отдельных городах или населенных пунктах порой не принимаются действенные меры по постановке на учет бесхозяйных сетей водоснабжения и водоотведения. Подтверждением этому служат судебные акты, которые обязывают муниципалитеты оформить брошенные сети в собственность и обеспечить их эксплуатацию.

— Тарифы на водоснабжение и водоотведение, обеспечивающие необходимую валовую выручку от потребителей, не всегда достаточны для обеспечения эксплуатации существующих сетей, — говорит Игорь Колесников, — Вот почему отсутствие источников содержания сетей в необходимом объеме сможет быть причиной низких темпов оформления бесхозяйных объектов.

 

Статья целиком на сайте "Известия" от 1 октября

Фото "Известия"/ Сергей Киселев/ АГН "Москва"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть