Если верить индексу IQ городов от Минстроя, цифровизация муниципалитетов в России идёт полным ходом
Однако города ЮФО и СКФО показывают темпы роста ниже общероссийских. "Эксперт ЮГ" разобрался с тем, какие факторы влияют на развитие городов в качестве "умных" и как обстоят дела с цифровизацией городов на Юге
Юг России пока демонстрирует довольно скромные темпы цифровизации на фоне других регионов. Как показывает второй рейтинг IQ городов, составленный Минстроем РФ (первый вышел в марте прошлого года), только девять городов ЮФО и СКФО улучшили свои позиции в итоговой табели о рангах, несмотря на то, что у подавляющего большинства динамика индекса цифровизации (среднего балла) в сравнении с прошлым годом положительная.
Продвинутые города: кто есть кто на Юге
В рейтинге 2020 года, опубликованном в декабре и составленном по результатам 2018 года, представлен 191 город, из них 39 городов находятся на Юге — в новый рейтинг добавили Волжский и Фролово (оба в Волгоградской области), а также Железноводск (Ставропольский край). Как и прежде, все города рейтинга поделены на четыре группы.
Наиболее впечатляющий на фоне остальных рывок, согласно рейтингу, в 2019 году совершили Майкоп (27%), Краснодар (25%), Новороссийск (20%). Города не только показали рост индекса IQ, но и улучшили свои позиции в рейтинге (эти вещи далеко не всегда связаны друг с другом). Кроме этих трёх городов, свои позиции в рейтинге улучшили Невинномысск, Евпатория, Керчь и Астрахань.
При этом отрицательные показатели индекса IQ среди городов Юга зафиксированы в Сочи (-0,2%), Махачкале (-0,1%), Черкесске (-0,4%) и Магасе (-2%). То есть, если верить рейтингу, в целом цифровизация городов в России идёт полным ходом. Средняя динамика индекса по рейтингу – 18%.
Краснодар — полигон для цифровизации
Краснодар переместился с 61 сразу на 9 место рейтинга, что для города такого масштаба —довольно серьёзное достижение. Руководитель проекта "Стратегия Краснодара-2030" Евгений Панасенко говорит, что значительный объём мероприятий в области smart city в Краснодаре был реализован в 2018–2019 годах, что и предопределило стремительный рост показателей города. Сюда можно отнести формирование Центра организации дорожного движения, развитие информационной политики (увеличение количества постов администрации в соцсетях), расширение поддержки МСП, в том числе создание муниципального коворкинга, и многое другое. Также в столице Кубани больше внимания в последние годы уделялось решению транспортных проблем в части контроля движения общественного транспорта и развитию автоматизированной системы парковки.
Новороссийск — первый опыт "умного" развития
Внедрение "умных" технологий в городскую среду на Юге началось с Новороссийска, Краснодара и Сочи. По крайней мере, эти три города на Юге стали пилотными по программе Минстроя в 2018 году, тогда на форуме в "Сколково" их власти заключили соглашение с Международной ассоциацией "умных" городов.
Администрация Новороссийска сообщала, что в общей сложности инвестиции муниципалитета и частных инвесторов в проект "Умный город" в городе в период с 2018 по 2024 годы оцениваются более чем в 1,4 млрд рублей. Управляющий делами администрации Новороссийска и руководитель проекта "Умный город" Евгений Азизов рассказывал РБК, что город внедряет различные решения, от цифровой культуры и цифрового образования до "умного" транспорта и всего, что касается жизнедеятельности города.
Следующий шаг — создание концепции цифрового развития Новороссийска, принять которую планируется в ближайшие месяцы. Этот документ определит основные векторы развития проекта "Умный город", отмечает Евгений Азизов. Концепция, как и стратегия экономического развития города, будет рассчитана до 2030 года.
Таганрог — старт цифровизации
В Ростовской области в 2019 году стартовал проект по цифровизации Таганрога. Здесь крупнейший российский провайдер "Ростелеком" объединил интеллектуальной системой управления около 11 тысяч уличных энергосберегающих светильников. "Умная" технология позволила Таганрогу экономить до 60% электроэнергии и при этом улучшить освещение. Кроме того, в городе запустили программный-аппаратный комплекс "Безопасный город" — единую региональную платформу для обеспечения общественной безопасности, правопорядка и контроля состояния окружающей среды. В неё входят "Служба 112" и система видеонаблюдения, которая хранит данные из 70 видеопотоков, распознаёт лица, анализирует. Также в городе идёт процесс внедрения современных технологий в школы и медучреждения.
Концепция "умного" города понимается по-разному
По словам Антона Долгоновского, директора практики "Безопасный город" компании AT Consulting (входит в Лигу цифровой экономики), в общем смысле "умный" город можно охарактеризовать как комплексную систему управления на основе инфокоммуникационных технологий (ИКТ). Она призвана обеспечить безопасность и комфорт жителей, эффективное муниципальное управление и функционирование городского хозяйства, функционирование объектов транспортной инфраструктуры, энергетического комплекса, ЖКХ, социальных объектов, систем водо и газоснабжения. Но главное, "умный" город отличает высокий уровень жизни граждан, качественные услуги со стороны государства, местного самоуправления, коммерческого сектора.
Какие технологии и проекты нужно приводить в город
Цифровые сервисы внедряются для различных аспектов городского хозяйства. Проблемы городского хозяйства, которые можно решить путём цифровых решений, обычно определяют на местах. "При этом в сферу ЖКХ, например, давно внедряют цифровые решения, а вот для обращения с отходами это сравнительно новый тренд", — считает г-н Климов.
Также важным направлением является автоматизация государственных и муниципальных услуг (функций), повышение качества сервиса в этой области.
"Умный" город начинается со сбора данных
По словам исполнительного директора фонда "Институт экономики города" Татьяны Полиди, положение некоторых городов в рейтинге пока вызывает больше вопросов. Конечно, если сравнивать города по количеству энергосберегающих фонарей, то разница между Краснодаром и той же Балашихой не так уж и велика. Оценивая города по другим параметрам, например, по степени цифровизации ЖКХ, можно прийти и к другим выводам. Однако итоговое место формируется на основе некоего усреднённого показателя. Г-жа Полиди считает, что для рейтингования городов необходимо учитывать также мнения экспертов. А уже их окончательная оценка должна ложиться в основу рейтингования.
По словам Татьяны Полиди, оценивать степень цифровизации необходимо не по количеству внедрённых решений или затраченных на это средств, но и по тем последствиям, к которым данные решения привели для граждан и для города в целом: какова экономия, насколько улучшилась транспортная ситуация и т.д.
Статья целиком в журнале "Эксперт ЮГ" от 12 апреля