Ряд проведенных в последние годы реформ сдвинул положение дел в коммунальной сфере с мертвой точки, но в ЖКХ еще остается немало "серых" зон, где недостаточное развитие рыночных отношений, лакуны и противоречия в законодательном регулировании и общеэкономические сложности оставляют простор для коррупции, снижают производительность, затрудняют развитие эффективных сервисов
В частности, это относится к рынку управления многоквартирными домами (МКД), с которого по результатам введения лицензирования и нормативного ужесточения удалось убрать наиболее непрофессиональные управляющие компании (УК), но на котором еще не получилось создать комфортные условия работы для ответственного бизнеса.
Донастроить правила игры на этом рынке поможет кодификация лучших практик управления общедомовым имуществом. По крайней мере, такая цель обозначена в прошлогодней "Стратегии развития стройотрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", в которой предусмотрено внедрение в стране единых стандартов деятельности по управлению и обслуживанию МКД. И делать это необходимо оперативно, тем более что недавно Минстрой России отменил действие постановления Госстроя РФ №170, утверждавшего правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда. В связи с этим возникает закономерный вопрос: "А что должно прийти на смену этому документу?"
На днях эксперты Фонда "Институт экономики города" (ИЭГ) представили свое видение того, как жить дальше. Изучив международный опыт, они пришли к выводу, что стандарты на рынке управления МКД могут быть разработаны на основе детальной классификации всех действий, связанных с домом и включающих постоянную актуализацию данных о нем, его содержании и ремонте, а также о принятии на основе таких данных компетентных решений в отношении содержания общего имущества.
Предполагается, что стандарт отдельной услуги по управлению МКД должен включать ее описание, требования к ее оказанию и, самое главное, достигаемый результат, который можно проконтролировать и "измерить". Для демонстрации предлагаемого подхода были представлены примеры проектов стандартов трех управленческих услуг для МКД — "Прием, хранение и ведение технической документации", "Разработка перечня услуг и работ по техническому обслуживанию и санитарному содержанию общего имущества" и "Разработка плана работ по текущему ремонту общего имущества".
По общему мнению присутствовавших на презентации экспертов, особенно важным является формулирование результатов оказания каждой услуги или работы. Такие эталонные стандарты будут полезны как УК, так и собственникам помещений в МКД, а также контролирующим органам. Подобный подход может быть использован для дополнения уже разработанных разными экспертными организациями перечней услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД.
Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ: "Управление МКД — это особый вид совместной деятельности собственников и привлеченных управляющих, направленной на обеспечение сохранности и надлежащего состояния дома, в результате которой постоянно актуализируются данные об объекте и действиях по его обслуживанию и ремонту. И уже на их основе принимаются компетентные решения по содержанию МКД".