Управляющие компании ненавидят. Их услуги критикуют. Их обвиняют в высоких тарифах, некачественных услугах – во всех смертных грехах. Проблем много, но виноваты не только УК
Покупая квартиру, мало кто задумывается о том, сколько проживет дом, как и кто будет им управлять, чтобы поддерживать его жизнедеятельность максимально долго. В основном "домашними делами" занимаются управляющие компании (юридически – управляющие организации). В Петербурге их насчитывается чуть больше 150. Нареканий по работе управляющих компаний – тысячи. Их не любят больше, чем застройщиков, которые эти компании создают. Но без них трудно представить себе нормальную жизнь дома, его сохранность и его здоровье.
Критикуя – предлагай
Много гадостей, плохих и даже нецензурных слов написано-сказано в адрес многочисленных управляющих компаний, которые "жируют" на деньги жителей, не выполняют своих обязанностей, оказывают некачественные услуги и прочее. Сети переполнены критикой работы управляющих компаний. Это касается всех без исключения УК – не только тех, что создаются застройщиками. Минувшая зима показала во всей красе, что бывает, когда выпало слишком много снега, а УК не успевает его убрать. Но это сиюминутная проблема, не самая важная. Фонд "Институт экономики города" называет пять "глобальных" проблем УК от застройщиков и предлагает способы их решения.
1. Собственники не имеют полной информации об общем имуществе в МКД:
- состав не описан, не учитывается в кадастре недвижимости ;
- количественные и качественные характеристики каждого элемента общего имущества не определены ;
- границы между общим и "частным" имуществом не четкие (информации в проектной декларации недостаточно).
2. Собственники не знают, какие работы должны выполняться для поддержания надлежащего состояния конструкций и инженерных систем МКД, входящих в состав общего имущества.
3. Нежилые помещения коммерческого использования в МКД – источник конфликтов:
- разные интересы собственников жилых и нежилых помещений;
- разная интенсивность использования элементов общего имущества без возможности перераспределить расходы;
- захват помещений, относящихся к общему имуществу, недопуск для обслуживания инженерных систем;
- возможность собственников нежилых помещений блокировать решения общего собрания.
4. Учет потребления коммунальных ресурсов и распределение расходов:
- внутриквартирные приборы учета – сложности доступа для проверки исправности, правильности показаний;
- отсутствие приборного учета потребления коммунальных ресурсов на "общедомовые нужды";
- отсутствие системы автоматизированного снятия показаний;
- сложная система расчета/перерасчета размера платежей, в т.ч. за ОДН;
- отсутствие технической возможности уменьшить/ приостановить предоставление коммунальных услуг при задолженности по оплате.
5. Отсутствие помещений для органов управления МКД:
- собственникам негде собраться вместе для проведения очного общего собрания, соседских мероприятий;
- правлению ТСЖ/совету МКД негде провести заседания;
- собственникам, органам управления МКД негде хранить техническую документацию и другие документы, связанные с управлением МКД.
Именно здесь кроются основные причины конфликтов, которые возникают между УК и собственниками. Но это не все. Большую роль в управлении домом должны играть сами жители. "Мы пока не получили активного собственника и не упростили должным образом процедуры проведения общих собраний. Мы также не смогли четко определить правила игры и разграничить по степени тяжести те нарушения, которые допускают УК, и из-за этого не можем определиться, за что и как их наказываем", — заявил Павел Качкаев, заместитель председателя комитета по строительству и ЖКХ Госдумы РФ, на первом Всероссийском форуме "Управление многоквартирными домами: собственники и бизнес", который прошел в конце прошлого года".