Неиспользуемые объекты из федеральной собственности безвозмездно передадут регионам или на продажу
Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала провести ревизию заброшенных зданий, которые находятся в федеральной собственности. Росимущество уже провело пилотный проект по выявлению и определению дальнейшей судьбы "заброшек" в Ярославской области, и теперь планируется распространить этот опыт на остальные регионы. Сколько в России подобных зданий, много ли из них находятся в федеральной собственности и каким образом в стране собираются работать с ними — в материале "Известий".
Как будут выявлять заброшенные объекты
Валентина Матвиенко обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой поручить Росимуществу провести ревизию заброшенных зданий в федеральной собственности. Она напомнила о пилотном проекте в Ярославской области, где Росимущество выявило 2,5 тыс. таких зданий. Некоторые из них уже передали в "Дом.РФ" для дальнейшей продажи. Мишустин назвал эксперимент в Ярославской области "очень важным" и отметил, что "работу надо продолжать".
В Росимуществе рассказали "Известиям", что в Ярославской области совместно с местным правительством была проведена инвентаризация всех объектов, находящихся в федеральной собственности.
— По результатам первоначального камерального анализа выявили объекты, которые, исходя из документов, находятся в неудовлетворительном состоянии, — пояснили в ведомстве. — Все объекты были осмотрены, что подтвердило действительно их неудовлетворительное состояние. В целях приведения их в надлежащий вид по каждому объекту совместно с властями региона была определена дальнейшая целевая функция зданий.
Отмечается, что часть таких объектов передается в "Дом.РФ" для привлечения инвестора, часть – субъекту, а какие-то здания подлежат приватизации.
Сколько в стране заброшенных зданий
Президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева отмечает, что точных оценок количества заброшенных зданий, в том числе в собственности публично-правовых образований, нет.
— Причина "брошенности" известна: с одной стороны, отсутствие средств у бюджетов на завершение строительства, проведение реконструкции здания или обеспечение сохранения объектов культурного наследия, а с другой стороны — инвестиционно-непривлекательные условия для частных инвестиций, — сказала она "Известиям". — Если же сузить эту проблему только до брошенных объектов в федеральной собственности, то здесь можно назвать еще одну причину — централизация принятия решений. Если бы полномочия по вовлечению в хозяйственный оборот брошенных объектов в федеральной собственности были переданы субъектам РФ, думаю, такой процесс активизировался бы.
Но первым шагом на пути решения проблемы должна быть инвентаризация таких зданий и оценка их состояния, подчеркнула Косарева.
Механизмы решения проблемы
В службе внешних коммуникаций "Дом.РФ" рассказали "Известиям", что специальный механизм по вовлечению в оборот неиспользуемого или неэффективно используемого федерального имущества уже предусмотрен законом № 161-ФЗ от 24 июля 2008 года "О содействии развитию жилищного строительства...". Такими полномочиями наделен "Дом.РФ": правительственная комиссия своими решениями передает объекты госкомпании для вовлечения их в оборот под жилищное и иное строительство, после чего недвижимость выставляется на аукционы "Дом.РФ".
Надежда Косарева отмечает, что относительно новым инструментом решения проблемы является механизм комплексного развития территорий (КРТ): на таких территориях могут располагаться и брошенные здания, которые подлежат сносу или реконструкции в рамках договора о КРТ — чаще всего за счет средств частных инвесторов.
Как быть с заброшенным культурным наследием
Надежда Косарева подчеркивает, что проблема заброшенных зданий особенно актуальна в отношении объектов культурного наследия.
— В федеральном законе об объектах культурного наследия уже есть понятие "ОКН, находящийся в неудовлетворительном состоянии", — заметила она. — В отношении таких объектов в федеральной собственности предусмотрено проведение аукционов по предоставлению в аренду по льготным ставкам на срок 49 лет при условии проведения арендатором работ по сохранению такого ОКН.
Она добавляет, что аналогичные льготные условия аренды могут быть установлены и в отношении объектов культурного наследия в региональной и муниципальной собственности. Но, подчеркивает эксперт, не всегда даже аренда за 1 рубль делает инвестиционно-привлекательными такие проекты для частных инвесторов, поэтому требуется софинансирование со стороны бюджета.
— Кроме того, закон запрещает залог арендных прав на ОКН, что ограничивает возможности получения кредита, — добавляет Надежда Косарева.