Вы здесь

В России ужесточили требования к управляющим компаниям. И. В. Генцлер о новых правилах

Дата публикации: 03.09.2024

Госжилинспекция будет проверять учредителей и работников управляющих компаний, которые обратятся за лицензией после 1 сентября 2024 года

Речь идет о новых лицензиях, а также о продлении старых: документ выдают на пять лет, потом УК обязана пройти процедуру заново. С 1 сентября 2024 года ввели еще два критерия для получения новых и продления старых лицензий.

Учредителей, участников и руководителей будут проверять на предмет банкротств УК. Если в предыдущие три года их УК банкротилась, а теперь эти же люди пытаются зарегистрировать новую компанию, то лицензию не дадут.

Кроме того, учредителей и участников будут проверять:

  • на наличие неснятой и непогашенной судимости;
  • по реестру дисквалифицированных лиц, если доля учредителя или участника в уставном капитале более 50%.

Если за лицензией обращаются учредители ГУПов и МУПов — органы власти, — эти требования их не касаются.

УК будут проверять на грубые нарушения при содержании домов. Если в предыдущие три года такие нарушения были, лицензию не продлят.

Грубые нарушения фиксирует Госжилинспекция, они должны быть подтверждены документально. Если их выявят, то назначат штраф от 300 000 до 350 000 ₽. По новым требованиям даже одного штрафа за три года достаточно, чтобы получить отказ.

В списке грубых нарушений девять пунктов. Например, управляющая компания:

  • не подготовила дом к отопительному сезону;
  • более двух месяцев должна поставщикам коммунальных услуг;
  • не заключила договоры на вывоз мусора, обслуживание лифтов или газового оборудования;
  • не чистила вентиляционные и дымовые каналы;
  • была участником ситуаций, когда по ее вине пострадали люди, — например, крышу не почистили и снег упал на пешехода.

Раньше в продлении отказывали, только если УК не устранила нарушения на тот момент, когда обратилась за новой лицензией. Допускалось одно нарушение в год, за повторное "отбирали дом" — то есть исключали конкретное здание из лицензии, после чего жильцы выбирали новую УК.

По мнению законодателей, поправки предотвратят появление на рынке новых УК с тем же составом собственников или сотрудников, которые уже привели другую компанию к банкротству. Например, УК "Жилстрой" обанкротилась, а ее руководители создают УК "Ремонт", затем хитростью переводят на нее все старые дома и продолжают работать без изменения качества.

Мнение эксперта

Ирина Генцлер, директор Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города"

Даже одного лицензионного требования об общем имуществе достаточно, чтобы удалить любую УК с рынка

В системе отношений управляющих организаций, УО, и собственников сложился дисбаланс. Жилищный кодекс определил, что если есть УО, то она несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества. Собственники помещений такой ответственности не несут, хотя это и противоречит общему правилу гражданского законодательства: "собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества".

Для УО содержание общего имущества в порядке — лицензионное требование, его несоблюдение считается грубым нарушением. Если будет выявлен такой факт, УО не сможет продлить лицензию. В настоящее время эти требования для УО невыполнимы.

Суды и органы государственного жилищного надзора трактуют закон так: управляющая организация обязана оказывать любую услугу и выполнять любую работу, которые указаны в правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, даже если собственники не заказывали этого, а стоимость работы или услуги не учтена в квитанции.

Неважно, если обращение в суд или контролирующие органы исходит от одного собственника, а не от большинства. Даже одного лицензионного требования об общем имуществе достаточно, чтобы удалить любую УК с рынка. В результате могут остаться только муниципальные и государственные управляющие организации и, возможно, крупный бизнес, аффилированный с властями.

Небезупречная формулировка ч. 7 ст. 156 ЖК РФ — "размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации" — дает собственникам основание полагать, что они могут решением общего собрания установить размер платы меньше, чем предложила управляющая организация.

Возникают проблемы:

  1. У управляющей организации неограниченный объем обязательств.
  2. Плата не соответствует потребностям УО и запросам жителей.
  3. Собственники вправе через систему жалоб требовать исполнения любого желания.
  4. У части собственников есть долги, которые не уменьшают пропорционально объем обязательств управляющей организации.

Законодатель полагает, что защищает слабую сторону — собственников. Но это приводит к формированию безответственности и позволяет собственникам вести себя как "безбилетники".

Чтобы улучшить ситуацию, нужен концептуально другой подход и системные изменения законодательства.

 

Статья целиком на сайте "Тинькофф Журнал" от 1 сентября

Фото "Тинькофф Журнал"/ Олег Спиридонов/ Бизнес Online/ ТАСС

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть