На расширенном заседании Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города обсудили проект закона Москвы "О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов"
Независимое заключение и оценку законопроекта подготовила Светлана Солянникова, проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ:
"Проект бюджета Москвы на 2025–2027 годы, во-первых, сохраняет социальную направленность: около 60% программных расходов направлены не просто на обеспечение высоких социальных стандартов для жителей города, но, в первую очередь, на решение демографических проблем, поддержку семей, рост продолжительности и качества жизни москвичей.
Во-вторых, бюджетная поддержка отраслей экономики города будет строиться на принципах необходимости обеспечения их устойчивого и динамичного развития, ориентации на стимулирование развития высокотехнологичных производств, рост высокотехнологичного сектора, укрепление роли Москвы как точки роста экономики всей страны.
Сохраняются налоговые льготы для резидентов особых экономических зон города Москвы, участников региональных и специальных инвестиционных проектов. Так, пониженная ставка налога на прибыль организаций для резидентов ОЭЗ предусмотрена на долгосрочный период: 0% до 2027 года, 5% – в 2028–2032 годах, 12,5% начиная с 2033 года".
Эксперт также рассказала, что уровень инвестиций в основной капитал по городу Москве в процентном отношении к ВРП Москвы (23,7%) стабильно превышает аналогичный показатель в среднем по России (20,8%). В 2025 году предполагается, что бюджетные инвестиции вырастут примерно на 25% к уровню 2024 года, а их доля в общей сумме расходов бюджета города Москвы в 2025 году составит 18,3%.
"Запланированный размер дефицита бюджета, источники его финансирования, размер государственного долга города Москвы соответствуют требованиям бюджетного законодательства и вызовам текущей социально-экономической ситуации, при этом сохраняется высокая долговая устойчивость города Москвы", – подчеркнула Светлана Солянникова.
О приоритетных направлениях проекта бюджета на ближайшую трехлетку рассказал Николай Лисин, первый заместитель руководителя Департамента финансов Москвы.
По его словам, в 2025 году доходы городского бюджета превысят 5,1 трлн рублей. Расходы ожидаются в объеме 5,6 трлн рублей, 90 процентов средств планируется направить на финансирование 13 государственных программ Москвы.
"Основные приоритеты бюджета остаются неизменными. Он обеспечивает надежную социальную защиту москвичей, повышение качества услуг населению, развитие экономики и промышленности, а также дальнейшее развитие города в соответствии со стратегическими целями, определенными Мэром до 2030 года", – подчеркнул Николай Лисин.
По мнению заместителя руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Зои Викторовой, "рост городской экономики последние годы подтверждает устойчивость экономики столицы и ее способность адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям, что, в свою очередь, было обеспечено опережающим развитием инфраструктуры, стимулированием инвестиций, созданием мест приложения труда, формированием качественной городской среды". Ключевыми источниками роста Зоя Викторова назвала производственно-технологический сектор экономики и потребительский спрос, а также высокую инвестиционную активность.
Итоги обсуждения подвела председатель Комиссии Надежда Косарева. Она охарактеризовала бюджет Москвы на 2025–2027 годы "как сбалансированный по социальным и инвестиционным расходам, то есть не только в полной мере обеспечивающий выполнение всех обязательств по отношению к жителям города, но и нацеленный на дальнейшее развитие, в том числе городской транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры".
Она также отметила, что "устойчивость бюджета Москвы является отражением развития московской экономики, в том числе в результате грамотной экономической политики города, а также эффективной финансовой системы".
После выступления спикеров участниками заседания были заданы интересующие их вопросы.
По итогам работы Комиссии ее члены единогласно приняли решение предложить Общественной палате Москвы одобрить законопроект, согласиться с экспертным заключением на данный документ, и направить заключение независимой общественной экспертизы в органы законодательной и исполнительной власти города.
Официальный сайт Общественной палаты города Москвы от 28 октября