Продавцы квартир не хотят покидать центр, запад и юго-запад Москвы. А вот с юго-востока две трети клиентов риелторских агентств не прочь уехать. Эксперты объясняют почему.
Одно из крупнейших агентств недвижимости столицы провело интересное исследование. Риелторы проанализировали покупательскую активность москвичей, которые, покупая квартиру, не собираются менять округ или даже район своего проживания. Как выяснилось, остались в своем районе 40 процентов от общего числа покупателей «вторички» и 20 процентов — «первички». Причем в Центральном округе столицы таких лояльных к своему району покупателей — 80 процентов. В Западном и Юго-Западном округах — по 75 процентов. А минимально лояльны к своим районам продавцы квартир в Восточном и Юго-Восточном округах — 40 и 35 процентов соответственно.
Надежда Косарева, президент фонда «Институт экономики города», результатами исследования ничуть не удивлена.
— Посмотрите на цены — и сразу все станет ясно. Самые любимые округа еще и самые дорогие. А почему самые дорогие? Да потому что тут лучшая инфраструктура, — рассуждает Надежда Борисовна. — Я сама почти всю жизнь прожила в центре и никогда отсюда не уеду. Во-первых, людей тут держит концентрированная городская среда. Любые магазины, театры, музеи — все близко. А главное — близко работа, ведь почти все офисные центра сконцентрированы в центре.
Юго-запад и запад, по словам эксперта, привлекают горожан прекрасно развитой инфраструктурой, обилием зелени и социальным составом жителей.
— Здесь много студентов и вузовских преподавателей, чиновников среднего звена, бизнесменов и «белых воротничков», — пояснила Надежда Борисовна. — А на востоке и юго-востоке публика немного другая. Все-таки здесь традиционно было много промзон и жило значительно больше рабочих. Сейчас на юго-востоке, кстати, практически все промзоны остались — взять хотя бы Капотню, и к тому же есть два самых крупных в Москве рынка — «Садовод» и «Москва». А где рынки, там и тысячи мигрантов. Конечно, это не какие-то гетто, как в городах Западной Европы, но многим горожанам не нравится жить в районах, где велика доля приезжих из Средней Азии. Поэтому, продавая квартиру, они и стремятся переехать в другой район.
Сергей Шлома, директор Департамента вторичного рынка риелторской компании, уточняет: — Такое явление, как «локальный» покупатель, типично для вторичного рынка недвижимости столицы, ведь нежелание покидать насиженное место и кардинально менять образ жизни — одно из основных свойств человеческой природы. И к нам часто обращаются клиенты с запросами из серии «подберите мне квартиру в том же подъезде, где я жил раньше, чтобы быть ближе к детям или родителям». При этом доля покупателей-«локалов» во многом зависит от престижности локации. Неудивительно, что максимальных значений этот показатель достигает в центре. Идущие в рейтинге следом Запад и Юго-Запад также всегда были элитарными направлениями — как сейчас, так и в советское время.
В ходе исследования выяснилась интересная деталь. Если собственники типовой квартиры, расположенной в спальном районе, меняются обычно раз в 10 лет, то оборачиваемость квартир в самом центре, в пределах Садового кольца — например, на Арбате, Пречистенке, Остоженке, Тверской — ниже в среднем в два раза. Причем часто смена владельца происходит не из-за продажи жилья, а когда квартиру наследуют.