Вы здесь

Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» ИЭГ Дмитрий Гордеев для МИА "Россия сегодня" о программе капремонта в Москве

Дата публикации: 27.07.2015

Взносы на капремонт: инвестиции в будущие проблемы

Москва стала последним регионом России, принявшим свою программу капитального ремонта жилья с участием владельцев квартир. Сама программа при этом не выглядит ни продуманной, ни жизнеспособной, утверждает Владимир Ардаев.

Июльские счета за услуги ЖКХ вызвали шок у москвичей и стали поводом для возмущенного обсуждения в соцсетях, в СМИ и просто во дворах. Новая строчка "Взнос на капремонт" увеличила итоговую сумму сразу примерно на 20% — с каждого квадратного метра своей квартиры собственник теперь обязан ежемесячно платить по 15 рублей.

Новым увлечением большинства блогеров стала математика — все наперебой считают, какие же дополнительные суммы теперь будут изъяты из карманов горожан. Пересчитывают на подъезды, помножают на дома — цифры получаются астрономические. Ну, а в предположениях о том, куда они "на самом деле" пойдут, фантазия москвичей и вовсе не знает границ.

Похоже, нововведение свалилось на всех как снег на голову, хотя правовые основы для него были заложены еще больше десяти лет назад. Положение о том, что владелец квартиры несет бремя содержания не только своих "метров", но и общих помещений многоквартирного дома, содержится, например, в Жилищном кодексе, принятом в конце 2004 года. Наверняка об этом знали все, но не особо задумывались, потому что капитальный ремонт жилья в стране по-прежнему оплачивался из бюджета — пока было чем оплачивать. К 2012 году деньги, предусмотренные для капремонта, закончились, и в регионах стали вводить программы, предусматривающие участие в капитальном ремонте домов собственников квартир.

Москва держалась дольше всех и приняла свою программу, рассчитанную на 30 лет, в конце прошлого года. Был определен оператор — Фонд капремонта Москвы. И порядок: до 1 июня 2015 года жители каждого дома должны были решить, доверят они свои взносы региональному оператору этого фонда или же откроют собственный специальный счет, и сами будут распоряжаться собираемыми на капремонт деньгами. Если же собрания проведены не будут, то "по умолчанию" средства пойдут в распоряжение регионального оператора.

То есть теоретически граждане могли повлиять на то, куда пойдут собираемые с них деньги, и решить — будут они сами контролировать их или нет. Но как они этим правом воспользовались?

Собрания прошли только в семи тысячах из 31,7 тысячи столичных домов — это примерно 22%. По данным Фонда, открывать свои специальные счета решились жители только 2618 домов, общая площадь которых немного превышает 30 миллионов квадратных метров — это 12,36% всего жилья, задействованного в региональной программе.

А в июле от всеобщей пассивности не осталось и следа, потому что в почтовые ящики легли счета со строчкой "Взнос на капремонт".

"Добровольно-принудительно"

Почему же москвичи оказались так равнодушны к нововведению, которое изначально должно было коснуться всех и каждого? Председатель Союза жилищных организаций Москвы Константин Крохин утверждает, что они просто были плохо проинформированы, причем преднамеренно.

"И то, как была организована сама кампания, и то, какие условия были определены для формирования специального счета, показывает, что власти Москвы проявили прямую заинтересованность в том, чтобы средства на капремонт жилья направлялись в основном в Фонд капремонта", — говорит он.

За создание специального счета, согласно условиям программы, должны были проголосовать собственники не менее чем двух третей всей жилой площади дома. Константин Крохин называет это "заградительным барьером", преодолеть который в реальных условиях очень трудно.

С ним согласен и ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. "Теоретически преодолеть такой барьер можно, хотя и трудно, поскольку требуется набрать 2/3 голосов собственников, посчитанных не "по головам", а по долям в собственности на общее имущество. И это несмотря на то, что можно было использовать очно-заочную форму голосования. И более 2,5 тысячи домов его преодолели. Но все равно это сделать было очень трудно", — соглашается юрист, подчеркивая, что хотя власти и поддерживали самодеятельность граждан, но в конечном итоге победила административная модель.

По словам Гордеева, 12% собственников жилья, перешедших на спецсчета, — это как раз средний показатель по стране, хотя есть и более активные регионы. Например, Костромская область, где средствами на капремонт решили самостоятельно распоряжаться около 30% многоквартирных домов.

В целом же по стране почти 90% всех собираемых с владельцев квартир денег "на капремонт" теперь будут поступать в распоряжение фондов, подконтрольных местным административным структурам.

"Разлет" цен

Шоком для москвичей стало еще одно немаловажное обстоятельство. Поскольку единого размера взноса на капремонт в стране не существует, то каждый регион определяет его для себя сам. В столице он оказался беспрецедентно высоким — 15 рублей за 1 квадратный метр. Для сравнения: в Московской области — 7,8 рубля, в Санкт-Петербурге — от 2 до 3 рублей, а в районах Крайнего Севера в Красноярском крае — 8,7 рубля.

Говорят, в Москве все дороже. Но разница взносов необъяснимо велика.

"Тут сыграли роль многие факторы. Прежде всего бюджетные возможности, — какую часть расходов на капремонт жилья местная власть способна покрывать из своей казны. И такая, например, вещь, как покупательная способность населения. В Москве она значительно выше, чем где-либо в России", — поясняет Константин Крохин.

"Дело в том, что и высокая московская ставка не покрывает потребностей на проведение капремонта, хотя она и ближе к объективной потребности, чем средние по России 7 рублей с квадратного метра. Сама эта цифра возникла, в общем-то, произвольно", — напоминает Дмитрий Гордеев, который принимал непосредственное участие в обсуждении в Госдуме законопроекта, которым вводился новый порядок финансирования капремонта.

Когда проект программы еще только обсуждался, в Мосгордуме звучали цифры 35-40 рублей за квадратный метр. Потом депутаты проголосовали за тариф в 18 рублей. Затем мэр Москвы Сергей Собянин еще снизил ее до 15 рублей. Он объяснил это "большим опытом экономии средств на строительстве", накопленным в Москве.

Сколько же на самом деле стоит капремонт? По словам специалистов, принято считать, что в среднем он обходится в 30-40% от стоимости строительства дома. Если действительно так, то первоначальный московский тариф (35-40 рублей) ближе всего к реальным потребностям.

Однако то, как разительно и легко менялись цифры при обсуждении проекта, показывает, насколько приблизительно он продуман, просчитан и как велика в нем политическая составляющая.

За чей счет банкет?

Новая строчка в счетах за жилищно-коммунальные услуги возмутила не только обывателей и обитателей соцсетей. С решительной критикой московской программы выступила председатель Комитета Государственной думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская. Она назвала тариф "безумным" и предложила комплекс по исправлению ситуации: отказ от принципа "общего котла", введение контроля расходования средств, создание системы льготного кредитования.

Депутаты от ЛДПР внесли в Думу законопроект, предложив установить единый по всей стране (кроме районов Крайнего Севера) тариф в размере 1 рубль за 1 квадратный метр. Хованская, правда, этот законопроект назвала "популистским", а Минстрой категорически выступил против самой идеи единого тарифа.

"Вся беда программы капитального ремонта жилья в том, что она экономически никак не просчитана. Да она и не может быть просчитана — кто решится мало-мальски точно предсказать, какая экономическая ситуация, какие цены, какой уровень инфляции будут через 30 лет? Конечно же, никто. Тем не менее московские власти сегодня обязаны выполнять требования Жилищного кодекса и собирать с граждан взносы на капитальный ремонт их жилья, который они намерены проводить через 2-3 десятилетия", — говорит Дмитрий Гордеев.

И это действительно так. Скажем, обычный многоэтажный панельный дом постройки конца 1990-х годов сегодня планируется ремонтировать в начале 2040-х годов, однако средства на его ремонт с собственников собирают уже сейчас. То, что собрано с них сейчас, в рамках модели регионального оператора пойдет на капремонт другого, более ветхого жилья. Потом собственники отремонтированного дома будут вкладывать деньги в ремонт других домов. Но хватит ли на это денег через много лет, в какой мере будет способен участвовать в этом бюджет (а ведь это добрая воля регионов и муниципалитетов) — на эти и другие вопросы сегодня ответить не может никто. А размер взноса, тем не менее, установлен, строчка в счетах уже появилась, и деньги в фонды капремонта уже идут.

"Именно непродуманность процедур, преобладание административной модели финансирования и экономическая непроработанность программы в конце концов приведут к серьезным проблемам в будущем. Будут фонды, будут деньги, которых не будет хватать на все. В результате вместо облегчения бюджетного бремени страна получит только новую незапланированную нагрузку на бюджет. По сути, мы оплачиваем сегодня будущие проблемы", — считает Гордеев.

"Эта программа нежизнеспособна, и рано или поздно от нее придется отказаться. Есть мировая практика: люди оплачивают только те услуги, которые реально и в обозримый период могут быть им оказаны. Вместо того чтобы собирать деньги неизвестно на что, "на всякий случай", гораздо правильнее было бы продумать систему сбора средств на конкретные, реально необходимые работы. И продумать действенную систему стимулирования и кредитования таких расходов. Уверен, что рано или поздно мы именно к этому и придем", — убежден Константин Крохин.

Ключевые слова здесь — "рано или поздно". А пока граждане фактически лишены возможности каким-либо образом влиять на процесс — им остается только платить. Правда, есть еще два года на то, чтобы жильцы могли договориться об открытии специальных счетов для капитального ремонта своих домов. Но платить все равно придется.

РИА Новости, июль 2015 

Структурное направление: 
Город: 
Москва

Закрыть