Госинспекция по недвижимости Москвы за год демонтировала перекрытия длиной с Бульварное кольцо
Только в центре Москвы за 11 месяцев выявили 85 фактов нелегального монтажа шлагбаумов, столбиков и других заграждений. Всего в столице ликвидировали незаконные установки, которые по общей протяженности превышают длину Бульварного кольца, сообщает Госинспекция по недвижимости. Насколько серьезна проблема заборов в российских городах и как избавляться от ненужных преград — разбирались "Известия".
Как в Москве борются с заборами
Начальник Госинспекции по недвижимости Москвы Иван Бобров рассказал "Известиям", что чаще всего организации самовольно устанавливают шлагбаумы вблизи офисов, магазинов, кафе и ресторанов, закрепляя за собой участок для парковки сотрудников и клиентов. Аналогичным образом ведут себя и жители многоквартирных домов, выделяя места для парковки автомобилей, хотя оснований для этого не имеют.
Всего с начала года в Москве убрали более 500 заграждений протяженностью около 10 км. В Госинспекции сравнивают общую длину с Бульварным кольцом, который составляет 9 км. Больше всего нарушений обнаружили в Юго-Восточном административном округе — 15% от общего количества.
Из 510 демонтированных оград 326 — это заборы, еще 81 — шлагбаумы, 103 — прочие ограждения, в том числе бетонные блоки, ворота, металлические столбики, полусферы и т.д. Территории чаще всего заслоняют под торговлю (25%), офисы (16%), склады и гаражи (по 8%). Еще 4% огороженных мест — нелегальные автостоянки.
Урбанист, автор блога "Город для людей" Аркадий Гершман считает, что заборы вдоль тротуаров почти везде смело можно убрать.
— Исследования показывают, что заборы вдоль улицы приносят больше вреда: они только создают иллюзию безопасности для водителей и мотивируют ехать быстрее разрешенных скоростей. Люди же продолжают переходить дорогу в неположенных местах, потому что есть проблемы с пешеходными переходами, — сказал он "Известиям".
Кроме того, подобные ограждения не дают нормально убирать улицы от снега, мешают велосипедистам, а в случае наезда машины "забор превращается в шрапнель".
В последние годы в разных регионах мира заборы стали активно убирать, отмечает Аркадий Гершман. В Лондоне этим начали заниматься после городского всестороннего исследования, в Алма-Ате и Ташкенте также решили сократить число изгородей, в Москве от заборов очищают центр города, успокаивая трафик островками безопасности.
— Заборы вокруг школ и других учреждений ухудшают проницаемость микрорайонов, лишают людей места для социализации и приводят к недоиспользованию городской инфраструктуры, — говорит Гершман. — Например, территории школ еще с советских времен были спланированы как социальные ядро микрорайона, когда утром и днем там занимаются школьники, а по вечерам уже все жители окружающих домов.
Урбанист полагает, что такой забор нарушает логику микрорайонов — свободный проход отсутствует там, где по первоначальному проекту он был.
Генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов указывает, что в ряде городов определенный компромисс был найден: когда заканчиваются занятия, калитки открываются, чтобы жители близлежащих домов могли использовать школьные стадионы или спортплощадки.
— Кроме того, в законодательстве есть такая опция, как сервитут, когда ты можешь "закрыться", но обязан предоставить любому жителю города свободный проход по этой территории, — сказал Пузанов "Известиям". — В Москве этого почти нет, но на некоторых пригородных территориях достаточно много проходов, на которых написано, что они открыты, например, с восьми утра до восьми вечера.
В то же время на частной территории полный запрет на заборы не имеет смысла, считает Аркадий Гершман. Здесь лучше регламентировать установку ограждений на определенном уровне, например прописать ограничения по высоте, проницаемости территории и материалов ограды. По его словам, подобные правила уже действуют в Москве.
Как регулировать количество заборов
Александр Пузанов замечает, что большое количество заборов вокруг многоквартирных домов и парковок объясняется еще и ошибками в градостроительной политике, которые привели к дефициту парковочных мест для жителей домов.
— Инструменты для решения проблемы есть, но они плохо пользуются, — считает эксперт. — И всё это в руках местной власти. В любом случае должна быть какая-то внятная политика, и ее следует обсуждать с жителями. Единые и понятные правила нужно использовать гораздо более профессионально, чем это делается сейчас.