2016 год уже на исходе. И можно точно сказать: столица продолжает развиваться ударными темпами. Город бьет рекорды по вводу недвижимости, открываются новые станции метро (из них две — на территории Новой Москвы), строятся больницы, школы и детские сады. Приоритетным остается развитие транспорта. Главные дорожные стройки — Северо-Западная хорда, Северо-Восточная хорда и Южная рокада растут на глазах. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел ход строительства Южной рокады. Участок от Варшавского шоссе до Пролетарского проспекта планируется достроить в начале 2018 года. Первые «Ласточки» полетели по Московскому центральному кольцу: город стал как никогда доступен каждому. Не останавливаются и другие знаковые стройки. В следующем году для москвичей откроются обновленный стадион «Лужники» и уникальный парк «Зарядье».
В этом году город не изменил своим планам. Сохраняется выбранный курс на полицентричность развития Москвы, доступность жилья и строительство станций метро почти в каждом районе, большое внимание уделяется социальным проектам. Об итогах года прошедшего и не менее грандиозных планах на год будущий «МК» поговорил с заместителем мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Маратом Хуснуллиным.
— Марат Шакирзянович, расскажите, с какими итогами строительная отрасль Москвы подходит к концу года? Ощущается ли влияние кризиса?
— Сейчас мы можем пока говорить только о предварительных показателях, но в целом мы довольны. У нас был план — 8,5 млн кв. м недвижимости, в том числе 3,5 млн кв. м жилья. Из этого объема за три квартала построено и введено около 6 млн кв. м недвижимости. Что важно, я подчеркну особо, за 11 месяцев около 1,6 млн кв. м жилья введено в Новой Москве, что соответствует нашему курсу на полицентричность развития мегаполиса.
Нам каждый год говорят о кризисе. Поэтому еще раз повторюсь: в строительной отрасли Москвы кризиса нет и, скорее всего, не будет. То, что происходит сейчас, это скорее определенные трудности, которые периодически появляются в экономике любой страны. В то же время экономическое положение застройщиков в 2016 году улучшилось. Только в первом полугодии их прибыль выросла на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если бы был кризис, разве население вложило бы 620 млрд рублей в строительство жилья? К тому же никто из инвесторов, работающих в Москве, не ушел с рынка. Только за последние 3 года объем инвестиций в социальную часть проектов составил 20 млрд рублей. В свою очередь, эти вложения подстегнули развитие частного образования: порядка 20–30% инвесторов не хотят отдавать построенные школы и детские сады городу, а берут себе на баланс, чтобы дальше самим заниматься их эксплуатацией.
— Москва является одним из мировых лидеров по объемам строительства метро. Расскажите, за счет чего удалось увеличить темпы строительства подземки?
— Хочу напомнить, что согласно программе развития столичного метро к 2020 году протяженность московской подземки должна увеличиться в 1,5 раза. Уже в этом году показатель ввода рельсового транспорта составил 70 км: подземное метро плюс 54 км Московского центрального кольца. Так что столько, сколько строит сегодня Москва, никто в мире не строит. Мы уступаем только Пекину, где рекордный показатель ввода — 80 км рельсового транспорта в год.
Высоких темпов, а также удешевления строительства метро удалось достичь благодаря целому ряду факторов. В первую очередь принятому управленческому решению по выбору единого оператора строительства метро. Им стал «Мосинжпроект», 100% уставного капитала которого принадлежит правительству Москвы. Также на ряде участков мы используем мадридский метод: вместо однопутных тоннелей с «островной» платформой строим двухпутные тоннели с «береговыми» платформами. Это позволяет городу сэкономить такой объем финансовых средств, на который можно построить еще порядка 18 км новых линий. Метод применяется на участке Кожуховской линии от станции «Нижегородская» до станции «Косино», на восточном участке ТПК от станции «Текстильщики» до «Кленового бульвара» и других. Кроме того, большинство участков метро строим на неглубоком заложении с использованием современных тоннелепроходческих комплексов. В перспективе мы полностью откажемся от строительства участков глубокого заложения, последней такой станцией будет «Нижняя Масловка».
При этом качество строительства метро у нас на самом высоком уровне. Более того — мы усилили службу контроля, создано подразделение со штатом 90 человек. Кроме того, невозможно было бы совершить качественный рывок вперед, если бы мы не модернизировали производство, не применяли новые технологии строительства.
— Какие станции откроются для москвичей до конца года и каковы планы на будущий год?
— Мы уже открыли в этом году для москвичей пять новых станций метро. Первые две станции метро пришли в Новую Москву — «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии. Осенью мы ввели и открыли один из наисложнейших участков московского метро — от станции «Марьина Роща» до станции «Петровско-Разумовская» Люблинско-Дмитровской ветки с новыми станциями «Петровско-Разумовская», «Бутырская» и «Фонвизинская». Теперь 240 тысяч москвичей Бутырского района получили станции метро в шаговой доступности. До Нового года мы завершим строительство еще одного важного участка метро в составе Солнцевского радиуса Калининско-Солнцевской линии метро от станции «Парк Победы» до «Раменок» с тремя станциями — «Раменки», «Минская» и «Ломоносовский проспект». В настоящее время там заканчивается отделка, помещения передаются метрополитену под эксплуатацию. Весной вокруг всех трех станций метро будут проведены работы по благоустройству — высадим взрослые деревья. В перспективе — до 2020 года — на станции «Парк Победы» построим крупный транспортно-пересадочный узел.
Кипит работа и на первом участке Третьего пересадочного контура (ТПК) от «Делового центра» до «Петровского парка». В первом квартале 2017 года введем этот участок в эксплуатацию и откроем пассажирское движение поездов.
Высокими темпами строим Кожуховскую линию. Хотя в планах запуск первого участка от «Некрасовки» до «Косино» значится 2018 год, возможно, запустим его раньше. Всего же до 2020 года будет построено и введено более 100 км линий и 52 станции метрополитена. В итоге мы обеспечим метро в шаговой доступности 95% москвичей.
— 2016 год станет также одним из рекордных по вводу объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. Расскажите, чем запомнился 2016 год и что строится сейчас в этой области?
— Объемы дорожного строительства в Москве сегодня продолжают оставаться одними из самых высоких в мире, уступаем только китайским мегаполисам. Мы полностью завершили реконструкцию основных развязок на МКАД и вылетных магистралей. Теперь больше делаем упор на формирование новых «связок» между районами города.
С начала года в Москве введено в эксплуатацию 77 дорог, 39 искусственных сооружений, 16 пешеходных переходов. К одному только Дню города москвичи получили 11 знаковых дорожных объектов. В том числе транспортную развязку на 41-м км Ленинградского шоссе, эстакаду прямого хода Волгоградского проспекта на пересечении с Волжским бульваром, эстакаду прямого хода Щелковского шоссе на пересечении с ул. 9-й Парковой, новый реконструированный участок Калужского шоссе от МКАД до пересечения со строящейся трассой Солнцево–Видное–Бутово (в рамках 1-го этапа реконструкции 20–29-го км Калужского шоссе), пешеходный переход в районе МГУ имени М.В.Ломоносова, Волоколамский автодорожный путепровод.
Активными темпами строятся и хордовые магистрали столицы, которые фактически будут новыми современными «связками» между районами, которых так долго Москве не хватало. Речь идет о строительстве Северо-Западной, Северо-Восточной хорд и Южной рокады. Северо-Западную хорду мы частями уже вводим и открываем для движения. Сейчас ведется строительство участка Рублевское шоссе — Можайское шоссе, которое завершим в 2018 году. А также участка Рябиновая улица — Аминьевское шоссе, его мы закончим до конца 2017 года. Полностью сможем завершить всю хорду ориентировочно к 2019 году. Правда, при условии, если за будущий год успешно пройдем через процедуру публичных слушаний, и москвичи районов, через которые идет трасса, нас поддержат.
Вообще мы практически все дорожные объекты сдаем намного раньше нормативных сроков. Северо-Восточная хорда тоже уже строится, в этом году, например, открыли участок от Измайловского шоссе до Щелковского шоссе, это 3 эстакады и 2 моста. Что касается Южной рокады, то сейчас мы на стадии «перехода» через Варшавское шоссе, этот участок будет готов к началу 2018 года.
Что касается плановых цифр по дорогам на 2016 год, то мы намерены были ввести всего около 100 км дорог.
— Будут ли сохранены темпы и объемы строительства школ, поликлиник, детских садов и других социальных объектов?
— С 2010 года правительство Москвы никоим образом не уменьшало инвестирование в развитие социальной инфраструктуры города. Так, за 11 месяцев этого года введено 9 из 10 запланированных школьных зданий, 14 детских, а также две поликлиники, возведенные за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования. В ближайшие 3,5 года в Москве будет построено еще 340 социальных объектов, включая 40 детских садов, 22 школы и 29 блоков начальных классов. А расходы на возведение объектов здравоохранения мы увеличили практически вдвое. Это позволит построить 20 новых поликлиник, 7 подстанций скорой помощи, 32 новые больницы, 9 больничных корпусов, включая большой медицинский центр в поселке Коммунарка Новой Москвы. Продолжится и строительство знаковых для города объектов культуры. Так, в частности, в этом году мы ввели в эксплуатацию новое современное здание театра Олега Табакова, на будущий год запланирован ввод Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына.
— Еще одной масштабной программой является строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ). Каковы планы по их возведению? Инвесторы проявляют к ним интерес?
— Строительство ТПУ на станциях метро и железной дороги — одна из наших масштабных программ, реализация которой позволит выстроить новую городскую транспортную логистику. Наша задача — сделать так, чтобы ТПУ стали катализаторами развития прилегающих к ним территорий. Всего в Москве планируем построить 169 ТПУ в капитальном исполнении. Интерес к ним со стороны инвесторов уже сейчас довольно высок. С конкретными предложениями по участию в проектах уже ознакомились представители около 80 компаний, причем как российских, так и зарубежных инвестиционных фондов. У нас, кстати, уже есть успешный пример сотрудничества российского инвестора-застройщика ГК «Пионер» с японской компанией Nikken Sekkei по возведению ТПУ «Ботанический сад». В начале будущего года начнется строительство ТПУ «Селигерская», «Рассказовка» и «Лефортово», где также определились инвесторы, сейчас там идут работы по проектированию технологической части. Недавно мы также представили инвесторам 8 проектов ТПУ, получили заявки от 23 девелоперских компаний. Сейчас мы готовим еще один пул предложений по транспортным узлам, в том числе на МЦК.
— Москва готовится принять матчи чемпионата мира по футболу в 2018 году. Расскажите о подготовке города к этому событию.
— Уже сейчас мы можем говорить о высокой степени готовности к чемпионату мира. Строительство и реконструкция спортивных объектов идет в соответствии с графиком, по ряду объектов работаем с опережением. Непосредственно к ЧМ-2018 еще в 2014 году открыли построенный с нуля олимпийский стадион «Открытие Арена», в этом году ко Дню города открыт стадион ЦСКА. Построили и открыли 6 тренировочных полей из 11 запланированных, оставшиеся 5 откроем в следующем году. А всего в этом году по программе «Спорт Москвы» в Москве введено в эксплуатацию 29 объектов. Рекордными темпами ведется и реконструкция главной арены чемпионата — стадиона «Лужники», там, по сути, остались пусконаладочные работы и благоустройство. Во время недавнего посещения представителями FIFA было отмечено, что «Лужники» — единственный из строящихся для ЧМ-2018 стадионов России, выполняющий обязательства с опережением сроков.
— Основные работы по реконструкции стадиона завершены. А какие работы еще предстоит сделать?
— Сейчас идет монтаж информационного электронного табло, на трибунах устанавливаются новые зрительские кресла. В целом все работы в «Лужниках» завершим к концу этого года на 95–97%. Стадион введем в эксплуатацию в первом квартале будущего года — на полгода раньше намеченного срока. И опробуем его — проведем пробный матч в рамках Кубка Федерации.
Хочу также обратить внимание и на то, что мы не только занимаемся самой ареной, но и развиваем прилегающую к нему территорию. Создаем там большой современный спортивный кластер, где будет 26 различных спортивных сооружений, включая Дворец водных видов спорта, Ледовый дворец, Центр художественной гимнастики и др.
Кстати, директор Департамента FIFA Колин Смит отметил, что делегация довольна прогрессом, достигнутым не только на самом стадионе, но и на прилегающей территории.
В рамках комплексного обустройства «Лужников» еще в сентябре мы завершили работы по благоустройству Лужнецкой набережной: проезжую часть сократили до двух полос, сделали велодорожки, зоны для прогулок, занятий бегом, катания на роликовых коньках. Практически завершены работы по озеленению. Всего будет высажено 1050 деревьев, около 50 тыс. кустарников, 14 тыс. кв. м цветников. «Лужники» станут одной из самых зеленых зон Москвы, где можно будет и заниматься спортом, и гулять.