Михаил Александрович, вы долго отвечали на вопросы обманутых дольщиков в Госдуме. У каждого своя история, но понятно, что решение необходимо комплексное. Как сделать, чтобы такое явление, как обманутые дольщики, исчезло?
Михаил Мень: В Думе получился конструктивный, серьезный разговор. Он коснулся двух тем: защиты будущих участников долевого строительства и помощи тем, кто уже оказался в сложной жизненной ситуации. Было принято решение о создании государственного фонда, в который будут платить отчисления застройщики. Сейчас документ о создании фонда принят в первом чтении и готовится ко второму. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств этот фонд будет закрывать те проблемы, которые возникают. Он будет работать по аналогии с Агентством по страхованию вкладов, которое гарантирует возврат средств, вложенных людьми на банковские депозиты.
На каком этапе создание этого фонда? Какие вопросы его работы остаются спорными?
Михаил Мень: Есть много моментов, мы сейчас их обсуждаем. В том числе и на прошедших парламентских слушаниях была дискуссия, можно ли с помощью этого фонда закрывать проблемы вчерашнего дня? То есть возникшие до создания фонда.
А вопрос тарифов полностью согласован?
Михаил Мень: У нас будет переходный период на один год с тарифом 1,2 процента от цены договора о долевом участии. После этого мы посмотрим, как развивается ситуация и работает фонд. В течение года мы вместе с парламентариями, экспертами и АИЖК будем думать над дальнейшей конструкцией, формулой расчета тарифа. Есть разные мнения: одно - делать тариф дифференцированным, другое, что делать этого нельзя. Эту дискуссию мы откладываем на год, чтобы посмотреть правоприменительную практику.
Когда закон о фонде может быть принят?
Михаил Мень: Мы рассчитываем, что парламент примет этот законопроект в эту сессию.
Насколько велика сейчас проблема обманутых дольщиков в стране?
Михаил Мень: Мы делим для себя проблему на две части. Первая - те люди, которые пострадали от действий компании СУ-155. Это была одна из крупнейших компаний-застройщиков в стране. Речь идет о порядка 30 тысяч семей, пострадавших от банкротства застройщика.
Мы сегодня запустили целый ряд программ в регионах. Работа идет довольно неплохо. Мы примерно раз в неделю выезжаем, вручаем ключи людям, которые пострадали от действий этого застройщика. В следующем году эта работа полностью завершится.
Вторая часть граждан - около 45 тысяч человек - это люди, которые пострадали в результате банкротства иных застройщиков. Здесь ситуация достаточно сложная. Потому что универсального решения нет. Каждый случай индивидуален. В каждом случае необходимо разбираться отдельно, но перекладывать это только на плечи граждан нельзя.
Сегодня у губернаторов есть все механизмы, чтобы решать проблемы дольщиков. Мы внесли изменения в закон о банкротстве, так называемый седьмой параграф, который ставит дольщиков в приоритетное положение перед любым кредитором, когда банкротится компания. Подготовили и выпустили постановление правительства о механизме передачи объекта от обанкротившегося к новому застройщику. Есть механизм через Минстрой России решить вопрос о замене застройщика. Минстрой совместно с АИЖК также готов помогать регионам в части вовлечения новых земель, что также может помочь в решении проблем дольщиков, но здесь очень важна активность непосредственно региональных властей.
К нашей встрече в редакцию поступило много писем, и каждое второе посвящено проблемам валютной ипотеки. Скажите, сколько ждать программу, которая поможет решить проблемы этих заемщиков?
Михаил Мень: Мы не имеем права делить людей на категории в зависимости от валюты, в которой они брали ипотеку. Все граждане равны, об этом неоднократно заявляло и руководство страны. У нас была первая программа помощи заемщикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на которую было выделено 4,5 миллиарда рублей, сейчас мы делаем новую.
Решение о продлении программы уже принято?
Михаил Мень: Да, пока принято решение, что она будет профинансирована в объеме 2 миллиардов рублей. Соответствующий распорядительный документ нами подготовлен и внесен в правительство Российской Федерации. Нужно где-то две недели на его согласование с министерством финансов, другими ведомствами.
А какими будут критерии?
Михаил Мень: В первой программе были достаточно жесткие условия. Потом мы их смягчили. На неделе мы проведем 2-3 совещания, чтобы эти критерии еще скорректировать, в том числе с учетом просьб граждан, взявших ипотеку в валюте. У нас, минфина и АИЖК разные мнения. Я думаю, до конца недели мы решим этот вопрос. Люди, которые брали ипотечные кредиты в валюте, тоже получат поддержку. Но если действительно они находятся в сложной жизненной ситуации.