Действующая модель финансирования инфраструктуры за счет госсредств характеризуется хроническим недофинансированием и ведет экономику в негативную спираль развития, новая модель будет подготовлены осенью, заявил глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, выступая на "Иннопроме" в понедельник в Екатеринбурге.
"Резкий рост расходов на инфраструктуру — это то, что является сейчас неотъемлемым условием выхода на высокие темпы экономического роста. Потому что тот рост, который экономика показывает сейчас, он во многом в ближайшие годы может упереться в два серьезных структурных ограничения. Первое ограничение связано с рынком труда, второе ограничение — инфраструктура. В плане правительства, представленном президенту, на преодоление этих двух ограничений посвящены соответствующие разделы", — отметил министр.
"Текущая модель финансирования инфраструктуры, особенно на фоне значительного сокращения инфраструктурных расходов в рамках федерального и региональных бюджетов, привела к тому, что ситуация может характеризоваться таким хроническим недофинансированием. Де-факто та стратегия бюджетной политики в этой области, которая выбрана, то есть сохранение традиционных подходов к финансированию, сокращение объемов расходов, ведет к формированию так называемой негативной спирали развития экономики — ухудшается конкурентоспособность инфраструктуры, доступность для предприятий, а значит, падает количество рентабельных проектов, в результате низкие темпы экономического развития", — описал М.Орешкин проблемы текущей модели финансирования.
При этом министр отметил, что "это не означает, что нужно увеличивать дефицит бюджета, так как устойчивость госфинансов — базовый принцип экономического развития".
"Вопрос больше не количественный, а качественный. Сейчас у нас доминирующим способом развития инфраструктуры является финансирование проектов за счет бюджетных средств по госзаказу. Причем государство отвечает и за эксплуатацию построенных объектов зачастую. Имеющийся подход стимулирует регионы просто бороться за выделение госфинансирования, при этом мотивации привлечь частный капитал в развитие инфраструктуры зачастую отсутствует", — сказал министр.
"Чтобы это преодолеть, мы сейчас готовим план правительства по развитию инфраструктуры с привлечением частных финансовых инвесторов. Программа будет представлена осенью. Наша задача — создать механизм, который де-факто будет обеспечивать монетизацию будущих бюджетных эффектов инфраструктурного строительства, а также механизм, который будет позволять оптимизировать как расходы на строительство, так и издержки при эксплуатации", — отметил М.Орешкин.
"Новая модель — мы отходим от финансирования строительства инфраструктурных проектов за счет бюджетных средств здесь и сейчас за счет привлечения частных финансовых ресурсов, а обслуживание и погашение той задолженности, которая возникает, будет во многом осуществляться за счет получаемых бюджетных эффектов", — пояснил он.
По его словам, будет разработан единый подход к отбору проектов, оценки бюджетных эффектов от них, а речь идет не только о транспорте, но и энергетике, телекоммуникациях, социальной сфере.
"Важно создать единые подходы на законодательном уровне — объединить проекты в рамках единой федеральной программой, которая будет защищать проекты от разного рода претензий", — сказал министр.
Он сообщил, что будут новые механизмы привлечения финансирования — "создание так называемого пула инвесторов инфраструктурных проектов, в которые могут входить и федеральные власти, и региональные власти, частные компании, пользователи — конечные потребители услуг".
"Здесь участие федерального правительства может идти как в форме капитальных грантов, платежей за доступность и, конечно, предоставление госгарантий для снижения рисков по привлекаемому частному ресурсу", — сказал М.Орешкин.