Вы здесь

ИЭГ подготовил рекомендации по участию населения и других членов городского сообщества в благоустройстве дворов и локальных общественных пространств

Дата публикации: 28.04.2018

Предлагаемые Вашему вниманию рекомендации подготовлены Фондом "Институт экономики города" в рамках проекта "Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды", на реализацию которого в 2017 году Фондом президентских грантов предоставлен грант Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Приоритетный проект "Формирование комфортной городской среды" вывел на национальный уровень решение вопросов благоустройства российских городов, определив необходимость создания условий для системного повышения качества и комфорта городской среды на всей территории Российской Федерации[1]. Первый год реализации проекта показал, что задача превратить наши города в благоустроенные и комфортные имеет такой масштаб, что не может быть решена в короткий срок и без вовлечения всех заинтересованных участников городского сообщества. Такое участие не может ограничиваться только общественным обсуждением уже подготовленных предложений и проектов благоустройства и символическим финансовым или трудовым участием в реализации отдельных проектов. Формирование комфортного города требует выявления и согласования интересов и потребностей широко круга участников городского сообщества, консолидации усилий и организационного потенциала, а также привлечения финансовых ресурсов участников городского сообщества дополнительно к выделяемым бюджетным средствам. Органы местного самоуправления совместно с представителями городского сообщества могут сформировать политику в сфере благоустройства, определить приоритеты и меры стимулирования и поддержки инициатив "снизу".

Роль бюджетных средств – служить катализатором инициатив и привлечения средств заинтересованных участников всего городского сообщества и локальных сообществ на отдельных городских территориях для финансирования проектов благоустройства и повышения комфортности городской среды. Институты гражданского общества, - прежде всего, общественные объединения и другие некоммерческие организации, - могут быть проводниками информации о новых подходах к благоустройству и формированию непрерывной комфортной городской среды, знаний о различных аспектах современного благоустройства, инициаторами консолидации интересов и организаторами совместных действий городского и локальных сообществ по разработке и реализации проектов благоустройства, а также распространителями лучшего опыта.

Комфортный город – это непрерывное благоустроенное, безбарьерное пространство взаимосвязанных общегородских и локальных общественных пространств и дворовых территорий, создающих современную, комфортную, безопасную, эстетически привлекательную среду для всех, кто живет в городе. Такие города мы можем создать, только объединив усилия и ресурсы всех заинтересованных участников городских сообществ – граждан, бизнеса, некоммерческих и общественных организаций.

Настоящие рекомендации предназначены для активных людей – обычных граждан, активистов территориального общественного самоуправления, участников общественных объединений и членов некоммерческих и профессиональных организаций, для всех кто готов стать инициатором объединения различных городских сообществ – от жителей одного многоквартирного дома, квартала или микрорайона до городского сообщества в целом – для преобразования совместными усилиями городских территорий в комфортную среду для всех.

Рекомендации разрабатывались, исходя из следующих принципов:

  • Местные сообщества, и прежде всего люди, должны определять, какими должны быть территории, на которых они проживают и которыми постоянно пользуются.
    • Инициатива "снизу" ("если не мы, то кто?")
    • "Заказ на благоустройство" – выявленные неудовлетворенные потребности и взаимно согласованные запросы различных социальных групп граждан и иных участников местного сообщества
  • Комфортный город – это благоустроенные кварталы и микрорайоны, а не отдельные дворы.
    • Комплексное благоустройство кварталов, микрорайонов как единого пространства дает гораздо больше возможностей для удовлетворения потребностей в комфортной среде людей разного возраста и из разных социальных групп, чем точечное благоустройство отдельных дворов, позволяет создать непрерывную безбарьерную среду, маршрутоориентированное благоустройство и "благоустройство жизненного цикла", а также гармоничный эстетический облик территории.
    • Комплексные проекты благоустройства кварталов и микрорайонов (а не отдельных дворов!) предпочтительнее еще и потому, что способствуют объединению людей на таких территориях (в противовес разобщенности, огораживанию своего благоустроенного двора "от чужих людей").
  • Консолидация интеллектуальных, организационных, трудовых, финансовых и иных ресурсов участников городских сообществ – необходимое условие формирования благоустроенных и комфортных городских территорий.
    • Объединенные ресурсы широкого круга заинтересованных в комфортной среде лиц – граждан, проживающих на территории, общественных и бизнес-организаций, работающих на территории, спонсоров и др. – большие возможности для превращения локальных городских территорий в комфортные пространства.
    • Выделяемые бюджетные средства ограничены и недостаточны для создания комфортной среды на всей территории города, они должны работать как стимул и поддержка инициативам городского и локальных сообществ ("Наши желания – наши деньги, а за помощь будем очень признательны!")
  • Участие людей в проектах благоустройства (организационное, финансовое и трудовое) рождает чувство сопричастности и гордости за изменившееся окружающее пространство.
  • Прозрачность и общественный самоконтроль за всеми действиями по разработке и реализации проекта благоустройства локальной городской территории.
  • Благоустроенная совместными усилиями территория используется всеми по выработанным местным сообществом правилам.
  • Распределение между участниками местного сообщества ответственности и расходов за содержание созданных в рамках инициативного элементов благоустройства.

Для того чтобы подготовить и реализовать проект комплексного благоустройства квартала, микрорайона по инициативе "снизу" с участием значительного числа заинтересованных участников, одного энтузиазма недостаточно. Нужны разнообразные знания, в том числе понимание того, где искать необходимую информацию, многочисленные умения и навыки, в том числе организационные, планомерные усилия, готовность искать компромиссы. Качественное преобразование городских территорий, в том числе сложившейся жилой застройки, требует объединения усилий общественности и профессионалов. Также очень важно взаимодействие и поддержка органов местного самоуправления (ничто так не способствует пробуждению инициатив граждан, как прозрачная и последовательно реализуемая программа поддержки – информационной, консультационно-методической, организационной и финансовой).

Рекомендации подготовлены с целью содействовать решению наиболее сложной задачи – комплексному благоустройству локальной городской территории, объединяющей дворы и прилегающие к ним пространства (квартала, группы кварталов, микрорайона), но могут быть использованы и для объединения усилий жителей одного многоквартирного дома по благоустройства только одного двора.

Рекомендации представляют собой пошаговый алгоритм действий представителей местного сообщества, начиная с появления у отдельного активного человека, инициативной группы желания изменить к лучшему территорию около своего дома и до завершения комплексного проекта благоустройства выбранной локальной городской территории. Отдельные "шаги" сопровождаются правовой или справочной информацией, примерами информационных материалов и документов, ссылками на источники, в которых можно найти полезные сведения."

Мы надеемся, что предлагаемые рекомендации помогут активным людям в российских городах объединяться и действовать совместно для улучшения городской среды, той среды, в которой мы живем.

Материалы опубликованы на странице проекта "Поддержка институтов гражданского общества в вовлечении населения в благоустройство дворовых территорий и развитие комфортной городской среды" в подразделе Методические материалы ИЭГ 

 

[1] Паспорт приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10).

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть