Госдума намерена рассмотреть во втором чтении законопроект о внедрении интеллектуальных систем учёта
Уклоняющимся от платы за фактически потребляемую электроэнергию гражданам вскоре станет невозможно прятаться за спинами соседей и придётся полностью оплачивать потребляемые ресурсы в автоматическом режиме. Депутаты и эксперты 3 октября в пресс-центре «Парламентской газеты» под разными углами оценили законодательную инициативу Правительства по внедрению в стране умных электросчётчиков, которые, помимо сведений о тарифе, будут в режиме реального времени дистанционно передавать данные об уровне напряжения в сетевую компанию.
Ресурсники получат самоконтроль
В 2017 году Правительство предложило сетевым компаниям повысить энергоэффективность, внедрив повсеместно у себя интеллектуальные приборы учёта. Разумная идея была оформлена в соответствующий законопроект и внесена в Госдуму, где её одобрили в первом чтении, дав время всем заинтересованным сторонам внести предложения с тем, чтобы новация отвечала интересам не только ресурсоснабжающих организаций, но и потребителей.
Прошло больше года, и тема вновь появилась в поле зрения экспертного сообщества. Профильный комитет Госдумы уже в ближайшее время готовится оценить степень актуальности каждой из предложенных поправок, после чего проект закона будет рассмотрен палатой во втором чтении.
По словам члена думского Комитета по энергетике Бориса Гладких, на предварительном этапе депутаты сошлись во мнении, что сетевым компаниям в зоне своей ответственности необходимо стремиться к повсеместному интеллектуальному учёту.
«Это снижает и затраты на обслуживание, повышает детализацию, появляется открытость для потребителя, — пояснил депутат. — Главный вопрос: готовы ли мы сегодня это делать и за чей счёт? Понятно, что за счёт потребителя, потому что других денег у ресурсоснабжающих организаций нет».
Законодатели с такой трактовкой не согласны и хотят разделить ответственность между сторонами, с тем чтобы у российских граждан возникло понимание, почему они должны помогать сетевикам бороться с энергонеэффективностью и ожидает ли их в конце концов снижение тарифов?
Пока никаких расчётов по этому поводу кабмин в Госдуму не предоставил. Но если с системой учёта внутри ресурсоснабжающих организаций всё более или менее ясно, то с планами по установке повсеместно умных приборов учёта пока не всё понятно. Не ясно главное — могут ли сетевые компании без поддержки государства реализовать такой масштабный проект?
«Допустим, Россети справятся, а где-то в каком-то отдельном муниципальном образовании сетевая организация справится или нет? — не уверен парламентарий. — У них есть вообще какие-то компетенции? Или нам пора перейти к стандартам, чтобы любая сетевая организация понимала, как она будет внедрять правительственный план на своей территории, как будет отчитываться перед потребителями и какой результат мы получим через какое-то количество лет. К сожалению, в первоначальной редакции проекта закона нет даже не то что ответов, а и самих вопросов».
Кто заплатит за интеллект железа
И всё-таки при всех неясностях будущего «умного железа» в системе учёта энергопотребления сама идея законодателями приветствуется. По мнению Гладких, на интеллектуальные счётчики нужно было начать переходить лет пять-шесть назад, попутно создавая специализированные центры обработки информации. Понятно, что за один день такую систему учёта не создать. Нужны время, технологическая готовность самих сетевых компаний и понятные условия игры для потребителей.
Последних депутат предлагает и вовсе исключить из цепочки ответственных за реализацию плана по интеллектуализации домовых приборов учёта, встав на эволюционный путь развития в области энергосбережения. Дело упрощает действующая в стране программа капремонта. В настоящее время регионам дано право самостоятельно определять — внедрять или нет умные счётчики при проведении капремонта. Но если эту норму сделать обязательной, то накопленные на специальных счетах средства, помимо латания кровли, замены труб и лифтов, можно будет направить в том числе и на оборудование квартир умными счётчиками.
«Тут прямая выгода для потребителя, — уточняет Гладких. — В отличие от ресурсоснабжающей организации, которая может приобрести дорогой прибор учёта, а потом эти расходы заложить в тариф, граждане могут самостоятельно приобрести счётчики на конкурсной основе при отборе подрядной организации, существенно выиграв в цене, которая никак не повлияет на тарифную составляющую».
Главное, чтобы при реализации правительственных задумок не изменялись правила игры. Три года назад, когда действовали повышенные тарифы на ОДН, граждане сообща стали оборудовать многоквартирные дома приборами учёта, которые позволяли снизить издержки. Однако после того в регионах «уронили» норматив, эффект получился обратный и те, кто ранее перешёл на светлую сторону энергоэффективности, сейчас стали отказываться под любыми предлогами от установленных приборов учёта, так как это перестало быть выгодным.
Всеобщая доступность и качество
Такая же ситуация, предупреждают эксперты, может сложиться и с оборудованием многоквартирных домов умными счётчиками. В свете отсутствия для себя очевидной выгоды с ОДН, граждане могут просто отказаться участвовать в очередном эксперименте и не пустить в квартиру сетевую компанию.
Председатель комиссии Общественной палаты Москвы по ЖКХ, капитальному ремонту и вопросам местного самоуправления Александр Козлов для снятия проблемы предложил разработать законодательные рычаги, позволяющие ресурсоснабжающим организациям беспрепятственно устанавливать приборы учёта. Для особо упёртых эксперт предлагает ввести отдельные тарифы.
«Возможно, придётся вводить настолько высокие и невыгодные нормативы, чтобы потребитель был сам заинтересован в установке систем интеллектуального учёта, — предложил Козлов. — Мера фактически простимулирует открыть квартиру и установить прибор учёта. Тогда не будут возникать вопросы: сняли показания или не сняли. Обязаны снять. Это должно входить в сознание граждан и потребителей».
Умные счётчики на всём протяжении цепочки от сетевых компаний до потребителей позволят не только остановить хаос в системе ЖКХ, который порождают многомиллиардные задолженности за потребляемые ресурсы, но и вывести рынок электроэнергии на новый качественный уровень, считает заместитель исполнительного директора «ЖКХ Контроль» Андрей Костянов.
«У нас есть постановление Правительства №354, в котором оговариваются качественные характеристики электроэнергии: частота и сила тока, вольтаж должны отвечать определённым параметрам. Интеллектуальные системы учёта как раз и позволяют в автоматическом режиме отследить соответствие фактического значения электроэнергии требуемым величинам, — отметил эксперт. — Если данные не соответствуют, то такой поставленный сетевиками «некачественный» ток просто при расчётах учитываться не должен».
Однако прежде чем постучаться в квартиру к условной Марье Ивановне с таким умным и бережливым счётчиком сетевикам, необходимо будет поинтересоваться степенью пригодности её действующих приборов учёта. И если выяснится, что счётчик установлен недавно, то неразумно его выкидывать, учитывая, что средняя его стоимость составляет около четырёх тысяч рублей, убеждён ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев.
«Учитывать такой вариант необходимо и, на мой взгляд, разумно дать возможность новым счётчикам выработать свой ресурс, а потом уже их менять на умные», — отметил эксперт.
Парламентская газета от 3 октября 2018 года
Видеозапись дискусии: Во что обойдутся россиянам "умные" электросчетчики?