Появление умных городов (smart city) – такой же неизбежный тренд цивилизации, как в свое время создание в них систем водоснабжения, канализации, тепловой обогрев домов, электрических сетей. В России, как и во всем мире, также происходит этот процесс. Пока он находится на своем начальном этапе, и крайне важно сформировать ту основу, на которой будет построено все это здание. Задача очень нелегкая, ведь речь идет о возникновении принципиально новой модели развития, которая еще не существовала у человечества.
Жить без сети, конечно, можно, но как на свете без сети прожить
Цифровая экономика диктует те подходы, которые определяют развитие городской среды. Причем происходит это огромными темпами по всей планете. На Земле проживает приблизительно 7,6 млрд человек, они владеют свыше 5 млрд мобильных устройств. Прирост пользователей интернета и социальных сетей опережает прирост населения. Только с 2014 по 2019 годы число тех, кто заходит во всемирную сеть, возросло в 2 раза. Сегодня большинство людей уже не представляют свою жизнь без нее. А ведь еще совсем недавно интернета просто не было.
Россия не отстает от общего движения. Из 145 млн ее жителей 70 млн, то есть половина россиян, посещают социальные сети. Через них происходит вовлечение людей в общественные процессы, появляется реальная возможность участия в управлении городом. Движение идет в сторону создания единой информационной платформы города. Но это развитие имеет несколько этапов. Генеральный директор компании «Большая Тройка» Артем Седов считает, что все начинается со сбора данных. Чем их больше, тем лучше, тем более качественней принимаются решения.
Условно формирование инфраструктуры умного города можно разбить на 4 уровня. Это здания и сооружения, дорожная сеть, общественные пространства, ЖКХ. Уже можно говорить о наиболее популярных сервисах. Больше всего жителей интересует развитие транспортной сети, на второй позиции – доставка еды.
Опросы жителей двух столиц показывают, что на вопрос, каким способом они предпочитают общаться с органами власти, большинство ответили – через электронные сервисы. И лишь 3,6% предпочитают это делать по старинке – с помощью личных бесед. Все это свидетельствует о большом сдвиге в общественном сознании.
IQ городов
Но от сдвигов в общественном сознании до реальной реализации технологий «умного города» путь не близкий. По словам директора проектов продуктового офиса «Умный город» «Ростелекома» Надежды Кострюковой, сегодня идет процесс реализации этого важного проекта. Заключены соглашения с пилотными городами, которые приняли на себя обязательства развивать это направление быстрее других.
Какие стоят перед ними первоочередные задачи? Апробировать стандарты «умного города», отработать модели работы по ним, использовать инструменты эффективного управления, прежде всего создания информационных систем, разработка и мониторинг показателей оценки эффективности проектов.
Речь в первую очередь идет о решении текущих задач. Это городское управление, умное ЖКХ, умный городской транспорт, интеллектуальные системы общественной безопасности, туризм и сервисы по его обслуживанию.
В целом набор традиционный. Но что нового в его реализации? По словам Надежды Кострюковой, это использование методик проектного подхода. С одной стороны, поочередное внедрение различных проектов, с другой – необходимость их интеграции на базе единой цифровой городской платформы.
Существуют пять ключевых принципов создания умных городов. Это ориентация на человека, создание комфортной и безопасной городской среды, технологичность городской инфраструктуры, доступность информационных систем для всех заинтересованных сторон, повышение качества управления городскими ресурсами с акцентом на экономическую эффективность.
Очень важно, что комплексный подход закладывается при реализации «умного города» изначально на концептуальной основе и должен предусматривать возможность дальнейшей интеграции с сегментами единой информационной платформы.
В этой ситуации, по мнению Надежды Кострюковой, принципиально важно, с чего начать всю работу. В первую очередь с проведения аудита всей городской инфраструктуры, определения того, что уже работает на базе информационных систем. Далее следует провести оценку спроса и готовности населения к цифровым сервисам, анализ приоритетов, разработка концепции и дорожной карты, создание необходимых органов управления и проектных команд. Невозможно развивать умный город без появления новых административных регламентов с учетом внедрения цифровых и информационных процессов. Все это и определит IQ городов.
Конечно, в пилотных городах эти процессы идут непросто, управленцы только учатся работать в рамках информационных систем, и далеко не всех это радует. Но когда все привыкнут к ним, будут с удивлением вспоминать о тех временах, когда жили без них, уверенна Надежда Кострюкова.
Европа, Северная Америка, Азия. Далее везде?
Цифровизация городского пространства – это мировой процесс. Но происходит он неравномерно, одни города и страны вырываются вперед, другие отстают от них. Поэтому так важно их сравнивать на нынешнем этапе, считает Дарья Королева, принципал консалтинговой компании Roland Berger.
С этой целью компанией был составлен индекс «умных городов». В него вошли 153 города. На вершине рейтинга оказались три из них: Вена, Лондон и Сент-Альберт (Канада).
Почему именно они? Вена успешно развивает все направления «умного города», здесь сбалансированы все его системы. К тому же налажен хороший мониторинг реализации стратегии по созданию smart city.
Лондон выделяется большим количеством используемых передовых технологий, в первую очередь в экологии и на транспорте.
Небольшой Сент-Альберт является примером того, что стать «умными» могут не только мегаполисы, но и небольшие города. Сент-Альберт движется к этой цели сразу по 22 направлениям, здесь действует детальная стратегия по достижению этой цели.
Москва – единственный российский город, вошедший в рейтинг, заняла 32 место. Однако у нее хорошие показатели по «умному» правительству и по «умному» транспорту.
По словам Дарьи Королевой, последний рейтинг показывает успешное движение в направлении «умного города» представителей Азии, в первую очередь Китая и Индии.
Какие выводы можно сделать на основе исследования? Количество «умных городов» значительно выросло, однако большинству не хватает комплексности подхода. Большинство стратегий могут быть улучшены – только 19 городов набрали более 50 баллов. Все больше и больше городов становятся на стратегический путь «умного развития» – более половины всех стратегий «умного города» были разработаны после 2014 г. Многие из них имеют узкую направленность, они сосредоточены на вопросах мобильности, энергетики и электронного правительства. Для достижения успеха городу не обязательно быть крупным – ряд образцовых стратегий внедряются небольшими городами.
Опыт – сын ошибок трудных
В России уже накоплен определенный опыт по формированию «умного» городского пространства. Но он же выявил и ряд уязвимых точек. По словам сопредседателя комитета по энергетике Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дениса Черепанова, практика реализации проектов показала, что превалирует фрагментарный подход, не удается применять комплексные решения. Не хватает единого целеполагания по линии сверху-вниз, она разрывается на каком-то этапе.
Не всегда удается совмещать информационные системы, часто они не стыкуются друг с другом. Пока не появятся единые стандарты, такая практика будет продолжаться.
Информационные системы не только должны предоставлять данные, органам власти следует научиться их применять, выстраивать отношения на этой основе. Особенно остро этот вопрос стоит на муниципальном уровне, далеко не всегда тут возникают полезные диалоги между различными властными структурами, населением. В этом вопросе вряд ли что-то сильно улучшится, если не перейти к открытой координации между информационными системами. Пока власть ее сдерживает, но именно за таким взаимодействием будущее.
Нужно также снижать уровень разрыва между малым бизнесом и местной властью, пока же их взаимодействие желает быть лучшим. Им надо научиться разговаривать друг с другом на основе современных цифровых сервисов и платформ.
Сегодня в каждом регионе свои правила, нет единых задач и стандартов, это крайне затрудняет информационный обмен. Это также касается и госкомпаний, подчеркивает Денис Черепанов. Субъекты Федерации все работают по-разному.
Между тем успех развития «умного города» в системном подходе, без него все вскоре начнет пробуксовывать. В качестве иллюстрации своей мысли Денис Черепанов приводит такой пример. Когда принимали программу по повышению энергоэффективности, то сделали ее по отдельным отраслям. Она работала до тех пор, пока ее субсидировало государство, а как финансирование закончилось, проект выдохся, и сегодня успехи в энергоэффективности в стране более чем скромные. Если развивать программу «умного города» по тому же принципу, ее может постигнуть и та же участь. А сегодня мы часто имеем разные центры управления. Так что менять ситуацию нужно как можно скорей.
ИА СТРОИТЕЛЬСТВО от 13 июня