Болезни роста Российским агломерациям предстоит научиться использовать свои преимущества на благо экономики и жителей
Как городская застройка и планировка влияют на экономику городов? Этому вопросу посвящено исследование, которое фонд "Институт экономики города" представил в Москве на минувшей неделе.
По мнению авторов, особую актуальность данной теме придает начало реализации национальных проектов в сфере строительства и создания комфортной городской среды. Во всем мире крупнейшие агломерации выступают лидерами экономического роста, а уровень их развития в значительной степени определяет качество экономики всего государства. В России на сегодня насчитывается 17 крупнейших агломераций с числом жителей более 1 миллиона человек, однако до сих пор недостаточно изучен вопрос о влиянии градостроительного регулирования на экономику городов. Между тем, очевидно, что градостроительная политика воздействует не только на городскую среду, но и на развитие города в целом, на стоимость экономических активов и благосостояние жителей. Статистика показывает, что крупнейшие российские агломерации вполне оправдывают свою репутацию экономических лидеров. Здесь концентрируется значительная часть инвестиций, здесь строятся и вводятся в эксплуатацию значительные объемы жилой и коммерческой недвижимости.
За последние годы жилищные условия населения в семнадцати российских мегаполисах улучшились. Средняя обеспеченность жильем возросла во всех агломерациях (кроме Московской) на 1-5 кв. метров на человека. А срок накопления средств на приобретение жилья составил в 2016 году менее трех лет в 12 из 17 агломераций, и общий тренд с точки зрения предполагаемого изменения этого показателя оценивается как позитивный. Вместе с тем, утверждают авторы исследования, российские агломерации развиваются крайне неравномерно. Так как в силу своей величины Московская и Санкт-Петербургская агломерации занимают обособленное положение, эксперты сосредоточились на более "типичных" агломерациях — Краснодарской, Нижегородской и Пермской. Как отметила исполнительный директор фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди, население Краснодарской агломерации выросло за период с 2010-го по 2016-й год на 15,6%, достигнув 1,4 млн человек. Темпы роста жилищного строительства в Краснодаре оставались высокими, за 2010-2016 годы объемы строительства жилья выросли на 92%, что в значительной степени связано с переселением в регион жителей из других российских субъектов, в том числе из Сибири и Дальнего Востока. Более низкие темпы развития продемонстрировала Пермская агломерация, население которой за тот же период выросло только на 4,3%, достигнув 1,3 млн человек. При этом темпы роста жилищного строительства в агломерации также были весьма высокими — прирост за 2010-2016 годы составил 52%. Самые низкие темпы развития зафиксированы в Нижегородской агломерации. Население в ней за период с 2010 по 2016 год фактически не выросло (всего +0,1%, до 2,1 млн человек). А темпы прироста объемов строительства жилья оказались самыми низкими из всех трех городов — 31%.
По мнению экспертов ИЭГ, Краснодарская агломерация динамично развивается, Пермская остается "середнячком", тогда как Нижегородская фактически стагнирует. Как выяснили авторы исследования, особенности развития трех агломераций определяются целым рядом факторов, влияние которых следует учитывать урбанистам при дальнейшем планировании. Так, темпы роста жилищного строительства обратно пропорциональны жесткости градостроительного и нормативного регулирования. В Краснодарском крае, где царит относительная "вольница", территории застраиваются несколько хаотично, но зато одновременно и быстро. В Нижегородской же области более жесткие порядки сдерживают развитие. Исследование также показало, что города неэффективно используют свой рост для улучшения экономики и повышения благосостояния жителей. Пространственное расширение не сопровождается эквивалентным повышением уровня жизни населения, что отчасти связано с низким качеством градостроительного планирования. Не получила однозначного подтверждения и гипотеза о значительном влиянии благоустройства на стоимость жилищных активов.
В целом экстенсивное расширение не всегда идет на пользу агломерациям. Как отметил в ходе дискуссии президент компании Habidatum Алексей Новиков, снижение за последние сто лет стоимости логистики товаров привело к тому, что нет разницы, где находится производство, а где — потребление. Обратный процесс наблюдается в сфере пассажирских перевозок. Удельная себестоимость их за сто лет, наоборот, выросла, и людей сегодня перевозить очень дорого. Поэтому, по мнению эксперта, стратегия строительства как можно большего числа веток метро неэффективна. И чего уж точно нужно избегать агломерациям — это сверхрасточительных маятниковых миграций. Но в любом случае, большим городам необходимо больше внимания уделять приближению места жительства людей к работе. Однако для решения такой задачи необходимо не только качественное градостроительное планирование, но и глобальная стратегия. Пока такой стратегии у многих городов нет. И в связи с этим эксперты опасаются, что огромные финансы, которые выделены на нацпроекты, могут быть потрачены недостаточно эффективно. По словам исполнительного директора фонда "Институт экономики города" Татьяны Полиди, не всегда строительство инфраструктуры в агломерациях приводит к росту цен на жилье в новых районах. "Это связано с тем, что сильная массовая застройка нивелирует положительный эффект", — считает эксперт. С этой точкой зрения не согласился присутствовавший на презентации заместитель министра строительства и ЖКХ Дмитрий Волков. Он отметил, что из высказываний некоторых экспертов напрашивается вывод, что инфраструктуру строить не надо. Но это далеко не так.
По мнению замглавы Минстроя при этом не учитывается временной фактор. "Да, какое-то время, например, новая ветка метро не будет сильно влиять на стоимость жилья, но в будущем все может измениться, процессы урбанизации и другие факторы скажутся на росте цен", — сказал Дмитрий Волков. По его мнению, развитие инфраструктуры практически всегда приносит положительные эффекты. Что касается капитализации, то замминистра напомнил, как развивалась МКАД, которая в 80-е годы состояла из нескольких полос без ограждений и жестких разделителей и в народе называлась "дорогой смерти". "Как только МКАД начали расширять в середине 90-х годов, некоторые умные люди начали скупать участки рядом с ней. В будущем они получили экономическую выгоду, но эти процессы были не мгновенны", — заключил Дмитрий Волков.
Справочно: Суммарная капитализация жилья в семнадцати крупнейших российских агломерациях сегодня превышает ВВП России на 16%. При этом они обладают значительным потенциалом увеличения жилищного строительства за счет развития застроенных территорий — около 1 млрд кв. м жилья.