Режим самоизоляции помог выявить городу новую проблему. Раньше горожане стремились в места повышенной концентрации людей, сегодня они обходят их стороной, но при этом неминуемо продолжают соприкасаться друг с другом в районных аптеках и ближайших магазинах. Из-за посещения одних и тех же мест с высокой загрузкой (при, как правило, небольшой площади) вероятность заражения коронавирусом остается высокой.
Отмена карантина потребует от людей новых практик социального поведения в городе. Социальное дистанцирование будет какое-то время определять жизнь горожанина в пространстве. Ценностью станет городская пустота, а целью — экономическая модель ее функционирования.
Экономика пустоты была важна и до пандемии, однако сейчас она важнейший приоритет. Москва, будучи одним из лидеров по плотности населения в мире, одновременно один из самых рыхлых городов, обладает ресурсами пустоты. Именно они в момент пандемии оказываются естественным укрытием и территорией рассредоточения потока. Настолько естественным, что могут быстро стать своей противоположностью. Для успешного выхода из карантина необходимо понять, какие маршруты позволят снизить риск заражения.
Перед городом стоит новая задача: классифицировать улицы и общественные пространства по уровню риска. Это становится возможно с помощью данных о мобильности (GPS, сотовые) — они позволяют классифицировать места по загрузке, а также по продолжительности и частоте пребывания. Подобные измерения важны для разработки дальнейшей стратегии выхода из карантина. Запуск работы предприятий может стать долгосрочной кампанией, которая будет корректироваться в соответствии с изменяющейся ситуацией заражения. Здесь нет места общему подходу; для каждого района, квартала и улицы необходим свой режим.
На основе анализа мобильности и специфики территорий с точки зрения соблюдения социальной дистанции можно разработать территориально-дифференцированные регламенты выхода из карантина. RRG совместно с Habidatum уже проводили исследование районов Москвы, в результате которой была разработана карта, которая может использоваться как инструмент навигации для людей в условиях социального дистанцирования, позволяя планировать свой график выхода в магазин исходя из динамики плотности населения и пешей доступности объектов первой необходимости. А аналитики МЦУ совместно с Habidatum провели исследование районов с точки зрения доступности общественных пространств, позволяющих соблюдать социальную дистанцию (площадь парков и скверов в пешей доступности, размеры дворов).
Применение географического анализа (на базе ГИС), использование наглядных и понятных карт позволят принимать оперативные решения и делать прогнозы на уровне отдельных территорий, например административных округов, районов города или кластерных единиц. Предлагаемый метод позволит изменять и тонко настраивать ограничительные меры режима самоизоляции не только в целом для всей Москвы, но и для ее отдельных территорий. Такой гибкий подход обеспечит более быстрый выход экономики города в рабочий режим, позволит населению тех районов, где складывается благоприятная эпидемиологическая ситуация, скорее возвращаться к привычной повседневной жизни, а также сохранит необходимый уровень изоляции в неблагоприятных районах. Будет выстроена эффективная система по мониторингу, оперативному реагированию и постепенному снятию ограничительных мер, которая позволит со временем включить в нормальную повседневную жизнь всю территорию города.
В международной практике подобный анализ давно применяется. Например, в Нью-Йорке и Торонто исследователи взяли общедоступные городские данные о ширине тротуаров во всем городе и визуализировали это на интерактивной карте, тем самым показывая потенциально опасные и безопасные места. Однако в этих исследованиях не была учтена концентрация людей в тех или иных частях города. Другим примером может быть дата-сервис для анализа продолжительности пребывания людей в различных локациях по любому населенному пункту в США, разработанный для предоставления данных об изменениях в пространственно-временной структуре концентрации населения США, который запустили Habidatum совместно со StateBook.
На примере кейса районов Якиманка и Замоскворечье можно рассмотреть, как анализ активности людей в разное время суток может быть применен в московских реалиях и позволит выделить загруженные места, пустоты, мигающие локации (резкие перепады от высокой активности до пустоты). Если данные об активности горожан наложить на данные о ширине тротуаров, то получается, что в зоне риска находятся пересечения улицы Малая Якиманка и Полянского переулка с улицей Большая Якиманка; квартал вокруг метро «Полянка» — Большая Полянка в районе Бродникова переулка и 2-го Полянского переулка, включая сами переулки; 1-й Хвостов переулок в районе Большой Полянки; Якиманский проезд от Большой Якиманки до Большой Полянки по нечетной стороне, Большая Полянка до Якиманской набережной по четной стороне.
Также в эту категорию утром и днем попадает Черниговский переулок в районе Пятницкой улицы, Новокузнецкая улица в районе Старого Толмачевского переулка, и квартал Большая Татарская улица — Климентовский переулок — Садовнический проезд. В вечерний час пик (18:00–19:00) в зоне риска находится пересечение Кадашевской набережной и 1-го Кадашевского переулка. Все вышеперечисленные локации имеют достаточно узкие или очень узкие тротуары и высокую концентрацию людей, что в условиях выхода из самоизоляции может быть наиболее опасно.
Наименее подверженными риску можно считать Пятницкую улицу южнее старого Толмачевского переулка, улицу Бахрушина, Татарскую улицу — они имеют широкие тротуары и концентрацию людей ниже среднего уровня. Остальные улицы в основном имеют тротуары шириной от 1 до 2 м и концентрацию людей ниже среднего уровня, что снижает риск скученности и невозможности соблюдать необходимую дистанцию в 1,5–2 м.
Подобный анализ можно было бы провести и в других районах города, но из-за ограниченности данных это невозможно. Однако в долгосрочной перспективе данная инвестиция может в полной мере окупить себя — выгода от качественной стратегии и безопасность людей превысят издержки от сбора данных.
Данные по плотности стрит-ретейла позволяют нам понять, как открывать объекты торговли, находящиеся на улицах с самым высоким трафиком. Здесь подойдет установление режима использования улиц в определенные часы для разных групп населения. Основные горячие точки на карте объектов стрит-ретейла находятся в тех же областях, где можно увидеть наибольшую активность людей, однако, к примеру, южная половина Пятницкой улицы имеет относительно высокую плотность стрит-ретейла, но не имеет высокой активности жителей. Подобную картину можно наблюдать в Климентовском переулке и на улице Большая Ордынка (ее южной части).
Основная концентрация «ночного» населения сосредоточена вдоль Садового кольца. Здесь же мы можем наблюдать и высокую плотность коммерческих объектов. Возможным вариантом было бы предложить бизнесам работать в вечернее/ночное время для постоянных жителей района, тем самым они смогут пользоваться услугами, избегая дневного потока людей.
Основными генераторами трафика в районе Якиманка являются станции метро, бизнес-центры, музеи, отели и государственные учреждения. На период карантина в большинстве все они закрыты, а следовательно, временно не являются центрами активности. Поэтому поблизости можно открывать небольшие магазины или кафе, не боясь большого скопления людей.
Изучение изменений в Москве и жизни москвичей с помощью больших данных позволяет лучше понять город — различия между районами могут быть значительными. Как показывают наши исследования, образ жизни москвичей во время самоизоляции в районах столицы неоднороден: в периферийных районах (Молжаниновский, Лианозово, Бирюлево Западное, Ярославский) активность жителей в мае по сравнению с началом марта упала на 70–75%, а в отдельных районах центра города (Тверской, Арбат, Якиманка) и престижных районах Юго-Запада (Раменки, Гагаринский, Тропарево-Никулино, Обручевский) — сократилась более чем на 90%. Мы связываем это с совокупностью факторов: уровнем развития коммерческой инфраструктуры, структурой занятости, наличием загородных участков и дач. В периферийных районах инфраструктура недостаточно развита, поэтому жители вынуждены преодолевать большие расстояния и надолго покидать дом. В центре обеспеченность коммерческой инфраструктурой выше — это подтверждает и наш индекс комфортности районов, где лидерами по этому показателю стали районы ЦАО. Жители, занятые в реальном секторе экономики (сотрудники сферы строительства, ЖКХ и промышленных предприятий, торговли), в большинстве случаев живут в периферийных районах Москвы, что также объясняет их активность.
Об авторах
Алексей Новиков, президент Habidatum