На прошлой неделе Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития РФ на период до 2030 г. задачи, обозначенные в нём, связаны прежде всего с улучшением экономической обстановки в стране. Президенту пришлось сделать поправки на ту ситуацию, в которой из-за коронавируса оказалась не только Россия, но и весь мир. "АиФ" разбирался с экспертами, как достичь поставленных целей
Ипотека или аренда?
Цель: к 2030 г. объём жилищного строительства должен вырасти до 120 млн кв. м в год, и ежегодно не менее 5 млн семей должны получать возможность улучшать жилищные условия.
"По количеству квартир, построенных на 1 тыс. человек, крупнейшие российские агломерации занимают ведущие позиции в мире и первое место в Европе. В прошлом году было сдано 80 млн кв. м. Такой результат достигнут благодаря политике, базировавшейся на минимальных градостроительных ограничениях и привлечении бесплатных денег дольщиков, — рассказывает Татьяна Полиди, исполнительный директор фонда "Институт экономики города". — Однако сегодня эта стратегия уже исчерпала свой потенциал. Правила на строительном рынке ужесточились. Людей, которые ещё не отпраздновали новоселье и имеют нужный для покупки квартиры доход, всё меньше. Даже в самых развитых странах таких не больше 50% всего населения. Россия не исключение. И если по-прежнему делать упор на ипотеку, то она не позволит выйти на целевые показатели в строительстве, даже если ставки упадут до нуля, а цены на жильё окажутся замороженными. Однако до 2030 г. достаточно времени, чтобы внедрить новые подходы к развитию жилищного рынка. На нём должна вырасти роль государства.
Сейчас в России доля государственного муниципального жилфонда менее 10%. Поэтому необходимо восполнить этот пробел за счёт бюджетных инвестиций в строительство наёмных домов социального использования. Это даст возможность начать сокращать очередь, в которой сейчас стоят 2,4 млн льготников. И ещё 2,7 млн относятся к иным категориям граждан, имеющим право на жилищную поддержку по закону.
Второе важное направление — поддержка публично-частного партнёрства в сфере редевелопмента территорий ветхой застройки в центрах и срединных зонах городов. Это позволит не только повысить качество городской среды и использовать наиболее привлекательные городские земли эффективно, но и сократить расходы бюджетов на переселение граждан из аварийного жилья".
Как вырвать людей из бедности?
Цель: в 2 раза по сравнению с 2017 г. понизить долю людей, находящихся за чертой официального прожиточного минимума.
"По экспертным оценкам Высшей школы экономики, в результате экономического спада, вызванного пандемией коронавируса, бедность в России в 2020 г. поднялась уже до 16%. Указ Президента РФ предписывает сократить её до 6,6%. Сможет ли Россия решить эту задачу? Сможет, но правительству потребуется принять для этого дополнительные меры, — считает проректор НИУ "ВШЭ" Лилия Овчарова. — Примеры резкого сокращения бедности можно найти и в зарубежной, и в отечественной практике. В начале века премьер-министр Великобритании Тони Блэр сделал это в отношении семей с детьми, запустив два главных механизма — повышение занятости матерей и меры, направленные на поддержку доходов всех бедных семей, в которых есть дети. В нашей стране бедность была сокращена с 29% в 2000 г. до 10,7% в 2012-м благодаря повышению заработной платы и ускоренному росту пенсий.
К сожалению, ещё до пандемии наши экспертные расчёты показывали, что к концу 2024 г. уровень бедности в России удалось бы понизить лишь до 9–10%. По нашим оценкам, сделанным в тот момент, единственным источником заработка почти 6 млн граждан была неформальная занятость с доходом не выше полутора прожиточных минимумов. Это означает, что два родителя с таким доходом не могут обеспечить превышение прожиточного минимума даже для одного ребёнка. Такая же ситуация складывалась у 5 млн человек, занятых в малом бизнесе, и у 4 млн работников крупных и средних предприятий. А пандемия значительно расширила круг людей, находящихся в зоне нуждаемости.
Новые регулярные пособия для нуждающихся семей с детьми, введённые недавно на федеральном уровне, распространяются только на семьи, в которых есть дети до 7 лет. Бедным семьям с детьми от 7 до 16 лет на постоянной основе обязаны помогать региональные власти. Но пособия, которые они выплачивают, чаще всего составляют от 150 до 500 руб. в месяц и практически не влияют на доходы. А между тем в этом возрастном диапазоне находится 40% всех бедных семей.
Вот почему в ближайшие годы важно принять следующий шаг в реформировании системы социальных пособий — их нужно предоставлять всем малоимущим семьям с детьми.
При этом важно также сделать две вещи для стимулирования экономической активности тех, кому выплачиваются пособия. Во-первых, необходимо увеличить объёмы и разнообразить формы социальных контрактов. В рамках этих программ государство выделяет человеку деньги, на которые можно расширить подсобное хозяйство, запустить микробизнес, пройти профессиональное обучение или решить другую личную проблему. Во-вторых, следует создавать постоянные общественные работы и направлять на них через службу занятости всех желающих. Один только уход за пожилыми людьми позволяет организовать 150–200 тыс. рабочих мест. И государство может эти работы профинансировать, решив тем самым сразу две важнейшие социальные задачи".
Как "малыши" изменят экономику?
Цель: до 25 млн человек, в 1,3 раза, увеличить число предпринимателей и работников, занятых в малом и среднем бизнесе.
— Сегодня в России в малом и среднем предпринимательстве (МСП) занято 19 млн человек. Это только 26–27% от общего количества рабочих мест. А в США, например, таких рабочих мест 42%, в Великобритании — 46,5%. Если численность работающих в МСП достигнет 25 млн, мы приблизимся к показателям развитых стран, — оценивает задачу президент "Опоры России" Александр Калинин. — Но улучшение статистики не самоцель. Экономики с высокой долей малых и средних фирм развиваются более динамично — активнее внедряют инновации, расширяют ассортимент товаров и услуг, дают гражданам больше возможностей зарабатывать. Доходы таких стран более стабильны. Ведь они меньше зависят от мировых цен на нефть и газ, как сегодня Россия, т. к. малый и средний бизнес работает главным образом в несырьевых отраслях.
Сейчас в экономике кризис, вызванный пандемией коронавируса. Небольшие компании во всём мире переживают непростые времена, идут увольнения. В такой ситуации нереально резко увеличить занятость в МСП за ближайшие 4 года, как планировалось первоначально.
Но когда кризис завершится, есть возможность достигнуть цель в 25 млн человек даже раньше 2030 г. Национальный проект по развитию предпринимательства, стартовавший в 2018 г., уже начал приносить первые результаты. По нашим опросам, интерес молодёжи к этой сфере деятельности вырос в 2 раза. А дальше всё зависит от экономической ситуации в мире и от успеха других нацпроектов, в частности, по поддержке экспорта. России сегодня особенно важно увеличивать количество производственных предприятий. А наш внутренний рынок слишком мал, чтобы они могли наращивать свои мощности и количество работников.
В немалой степени рост МСП будет идти за счёт легализации и развития самозанятости, комфортный налоговый режим для которой с 1 июля действует по всей стране. И очень важно продолжить то, что уже начато: государственные программы по обучению и консультированию предпринимателей, по облегчению им доступа к кредитам, по устранению бюрократических барьеров в работе.