Губернатор Миронов: дом в Ярославле, где взорвался газ, полностью расселят
Десятиэтажку в Ярославле, где в августе произошел взрыв газа, полностью расселят, заявил губернатор Дмитрий Миронов. Это решение было принято по результатам трех независимых экспертных проверок. Руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое РФ Надежда Косарева поддерживает решение ярославского губернатора обстоятельно подойти к анализу состояния здания. Председатель комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская также считает, что время, которое в Ярославле потратили на анализ состояния конструкций дома, нельзя назвать затянутым: "Экспертиза должна быть серьезной. Это же не просто стройка. Сложить дом – это одна история, а вот проанализировать состояние конструкций – совсем другая, здесь нужно проверять состояние каждой детали"
Губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов объявил о решении полностью расселить жителей многоквартирного дома на улице Батова, где в августе 2020г. несколько квартир были разрушены в результате взрыва бытового газа. Изначально власти приняли решение расселить жильцов 12 квартир, но после проведения трех независимых экспертиз пришли к выводу, что здание полностью не подлежит восстановлению. Об этом решении глава региона сообщил жильцам в ходе личной встречи.
"Многие спрашивают, зачем были нужны три экспертизы. Во-первых, мы не могли рисковать жизнью и здоровьем людей, объект тщательно проверяли. Во-вторых, для выделения нового жилья нужны серьезные средства. Мы должны были собрать убедительные доказательства того, что без расселения не обойтись. Теперь у нас [есть] основания для обращения в федеральный резервный фонд с просьбой о выделении средств для покупки новых жилых помещений", – сказал губернатор. Он предупредил, что процесс расселения будет небыстрым, но его обязательно доведут до конца.
Напомним, после взрыва всех жильцов дома эвакуировали. Их сразу расселили в местные гостиницы, где им обеспечили трехразовое питание. Контракты на их проживание мэрия Ярославля заключила до 31 октября, затем людям помогут с арендой жилья – как с поиском квартир, так и с компенсацией расходов на наем.
Президент Института экономики города, руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое РФ Надежда Косарева считает, что власти Ярославской области поступили верно, решив провести несколько экспертиз, чтобы убедиться в безопасности здания, один подъезд которого после визуального осмотра мэрия даже планировала вновь заселить. "Просто представьте, что после первой экспертизы расселили бы всего несколько квартир, а остальным сказали бы: "Живите". Что, лучше было бы? Спешка хороша при ловле блох, а при принятии таких серьезных решений, можно людям жить или нельзя, да хоть 10 экспертиз проводите. Главное – безопасность", – заявила эксперт.
Важно и то, что у региона должны быть неоспоримые технические и экономические доводы для обращения за поддержкой федерального бюджета, и здесь полное техническое обследование состояния здания необходимо. "С одной стороны, тут не должно быть волокиты, потому что у людей горе, и все должно решаться очень быстро. Но с другой – все равно должны быть объективные сроки и обоснования", – сказала собеседница "Клуба Регионов".
Комментируя намерение губернатора Миронова обратиться за поддержкой к федеральному центру, председатель комитета Ярославской облдумы по ЖКХ, энергетике, экологии и природопользованию Александр Тарасенков отметил, что в региональный бюджет ежегодно закладываются средства в резервный фонд губернатора на непредвиденные расходы для ликвидации ЧС и так далее. Но этой суммы, по словам депутата, "точно недостаточно", чтобы расселить 120-квартирный дом на Батова. "Да и в целом бюджет нашей Ярославской области дефицитный, и пандемия на него ощутимо влияет. Сейчас у нас идут нулевые чтения [бюджета], и мы понимаем, что дефицит будет большим. Во всех больших стройках нам всегда помогают федеральное правительство и Госдума. Так что вариант решения проблемы, на мой взгляд, выбран правильный. Например, мы отдельно обращались по выделению средств на реконструкцию Перекопского моста, и тогда нам выделили где-то в пределах миллиарда. Здесь, я думаю, идея такая же", – сказал Тарасенков.
Председатель комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская считает, что федеральный центр, у которого есть отдельный фонд для помощи регионам в таких экстремальных ситуациях, отреагирует на обращение из Ярославской области "очень быстро". Время, которое в Ярославле потратили на анализ состояния конструкций дома, Хованской тоже не кажется долгим сроком. "Экспертиза должна быть серьезной. Это же не просто стройка. Сложить дом – это одна история, а вот проанализировать состояние конструкций – совсем другая, здесь нужно проверять состояние каждой детали", – обратила внимание депутат.
Отметим, что ежегодно в России происходит несколько десятков происшествий, связанных со взрывами бытового газа, многие из них уносят жизни. Только в Ярославле при взрыве на Батова погибли трое человек. А, например, в 2018г. жертвами аналогичных происшествий в России стали более 50 человек. По словам Хованской, такие трагедии можно предотвратить путем установки автоматических систем, которые реагируют на утечки. "Главное – исключить человека из этой схемы. Чтобы ни зажженная сигарета, ни закипевший чайник не приводили к трагедиям. И иногда это даже не умышленные действия, хотя ведь и теракты на исключены", – говорит собеседница "Клуба Регионов". Такие системы, по словам Хованской, можно устанавливать во время капитального ремонта на средства Фонда ЖКХ. Другой вариант – установка плит с системой автоматического отключения газа и выделение специальных субсидий из бюджета на их приобретение тем, кто не может позволить себе замену газовых плит, период эксплуатации которых уже истек. "Эти два предложения должны быть реализованы в Российской Федерации, иначе мы будем снова хоронить, компенсировать средства на переселение и так далее", – считает Хованская.
Обращаясь к гражданам, ярославский губернатор особо подчеркнул, что, принимая решения по пострадавшему дому, руководствовались "исключительно интересами и безопасностью людей. Их здоровьем и благополучием".