На Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы обсудили проект бюджета и экспертное заключение Финансового университета при Правительстве Российской Федерации на законопроект
Открывая заседание, председатель Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Москвы Надежда Косарева отметила тесное и продуктивное взаимодействие Общественной палаты с органами исполнительной власти, что позволило обеспечить прозрачность и открытость работы над законопроектом и проведение общественной экспертизы.
Обсуждение проекта бюджета города Москвы на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов началось с представления прогноза социально-экономического развития города Москвы на среднесрочный период. Заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы Леонид Кострома подчеркнул, что прогноз предусматривает преодоление последствий пандемии коронавируса и продолжение восстановительного роста городской экономики. Предполагается, что в 2021–2023 годах рост ВРП Москвы составит 3,3–3,4% ежегодно при прогнозируемом уровне инфляции на уровне 3,5%.
Во многом благодаря активной политике Правительства Москвы удалось сохранить доверие инвесторов: по итогам текущего года прогнозируется рост инвестиций на уровне 2%, а в последующую трехлетку предполагается восстановление деловой и инвестиционной активности с темпами роста в 5–5,8% ежегодно. Планируется закрепление положительной динамики и на рынке труда: к концу 2022 года показатели безработицы должны вернуться к докризисным параметрам, достигнув величины в 0,4% от экономически активного населения. Темпы роста заработной платы составят 5,9–7,0% в номинальном выражении.
На основе данного прогноза сформирован проект бюджета города на ближайшие три года. Первый заместитель Департамента финансов города Москвы Николай Лисин отметил, что на параметры законопроекта в значительной степени повлияла экономическая ситуация текущего года, сложившаяся из-за пандемии COVID-19.
"В результате принятых в городе Москве и на федеральном уровне мер, удалось сохранить экономический потенциал города. Планируется, что в 2021 году рост доходов городского бюджета составит 6,5% к ожидаемой оценке 2020 года, а в 2022 и 2023 годах этот показатель достигнет 9%", — отметил Первый заместитель руководителя Департамента финансов.
Особенностью проекта бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов является увеличение доли социальных затрат бюджета при сохранении величины его расходной части, а также обеспечение необходимого объема инвестиционных расходов, обеспечивающих преемственность социально-экономической политики Правительства Москвы и динамичное развитие городской инфраструктуры.
Для финансирования дефицита бюджета предлагается осуществление заимствований путем выпуска государственных облигаций города Москвы. Фактический объем заимствований традиционно будет определяться результатами исполнения бюджета и его потребностью в заемных источниках финансирования в рамках утвержденных плановых показателей. Так как Москва в настоящее время имеет очень низкий уровень задолженности — 30 млрд рублей или 1,2% от собственных доходов бюджета, то привлечение дополнительных средств не нарушит устойчивости бюджета города.
Заключение общественной экспертизы на проект бюджета города Москвы на 2021 год и плановый период представила руководитель Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светлана Солянникова. Она отметила, что "бюджетная и налоговая политики Правительства Москвы на предстоящий трехлетний период сохраняют преемственность целей и задач и ориентированы на обеспечение условий для дальнейшего социально-экономического развития страны, реализацию антикризисных мер поддержки экономики города и активную инвестиционную политику, а также безусловное исполнение принятых социальных обязательств перед жителями Москвы".
Эксперт почеркнула, что в структуре расходной части наибольший вес имеют расходы на развитие здравоохранения, образования, социальную политику и инвестиции в развитие транспортной системы Москвы. Совокупно на эти цели планируется направить 66,1% средств городского бюджета.
"Бюджет сохраняет активную роль инструмента развития города, в связи с этим увеличивается дефицит бюджета, который предполагается профинансировать за счет эмиссии государственный ценных бумаг. Мы согласны с таким подходом Правительства Москвы, тем более, что объемы заимствований не превысят верхнего предела государственного долга. Москва сохранит высокий уровень долговой устойчивости, что говорит об обоснованности дополнительной эмиссии.
Представленный проект бюджета соответствует действующему бюджетному законодательству Российской Федерации. Важно, что бюджет Москвы на предстоящие три года выступает как источник поддержания стабильности и устойчивости экономики города", — резюмировала Светлана Солянникова.
В завершение дискуссии Надежда Косарева отметила, что, по ее мнению, "при составлении проекта бюджета Правительство Москвы применило единственно правильный в текущих условиях и сбалансированный подход, сделав акцент на поддержание базы экономического роста за счет привлечения заимствований".
По итогам обсуждения Комиссия по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты города Москвы рекомендовала палате одобрить проект закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2021 и плановый период 2022 и 2023 годов".