Вы здесь

Архитекторам надоело креативить в корзину. Т. Д. Полиди о существующей ответственности архитекторов

Дата публикации: 17.01.2021

В Комитете РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям создали рабочую группу из представителей архитектурного сообщества и органов государственной власти для поиска компромиссных решений по корректировке законодательной базы в интересах развития архитектурного творчества

Корректировать предлагается многое – и Градостроительный кодекс, и 44-ФЗ, и пока что не принятый закон об архитектурной деятельности. Профсообщество всерьёз намерено укрепить свои позиции в авторском надзоре, отмечают в комитете.

Достаточно посетить любые публичные слушания по проекту застройки территории, чтобы понять, в каком наэлектризованном поле приходится архитекторам презентовать свое творчество с оглядкой на все вышеперечисленное. И творчество, разумеется, все чаще уступает дружному натиску инвесторов и строителей.

Терпение творцов должно было лопнуть. И это случилось на декабрьском заседании Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по интеллектуальной собственности и креативным индустриям. Благо все прошло в рамках цивилизованной дискуссии. В заседании приняли участие представители профессионального сообщества и руководства профильных государственных министерств.

Требование архитекторов сводилось к главному — скорректировать законодательную базу с учетом повышения статуса архитектора и гарантий его авторских прав при реализации проекта. "Наш опыт работы с творческими секторами современной экономики показывает, что несоответствие отраслевого законодательства правовым нормам в сфере интеллектуальной собственности удастся устранить только общими усилиями профессионального сообщества с профильными государственными инстанциями. В данном случае это Минстрой и Минкультуры России, — уверен председатель Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Андрей Кричевский. — Схожие проблемы наблюдаются во многих областях и, в некоторых случаях их удавалось устранять с помощью такого инструмента, как “регуляторная гильотина”".

В Минстрое признали эту проблему, хотя и с оговоркой, что достаточно изменить правоприменительную практику, внести корректировки в типовые контракты. Государство и муниципалитеты могли бы проводить творческие конкурсы, где эксперты отбирали бы проекты в соответствии с их художественными достоинствами. Приблизительно по такому принципу проходят конкурсы на гранты для кинорежиссеров-дебютантов в Минкульте, питчинги Фонда кино или определяется победитель среди скульпторов в соперничестве за право изваять очередной памятник. Союз архитекторов России уже обкатал подобную практику — за последние два года в разных регионах страны состоялось 55 таких состязаний. Важно, чтобы победа в архитектурном конкурсе стала условием участия в торгах по 44-ФЗ. "В сфере архитектуры в технические задания для торгов по 44-ФЗ можно внести в качестве условия результаты подобных творческих конкурсов", — согласился заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков.

Вывод собравшихся в РСПП конкретизировал задачу предстоящей совместной работы: проект закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подразумевает возможность проведения творческих конкурсов, но необходимо внести уточнения в формулировку о целях и принципах конкурсных механизмов.

Норман Фостер подождет

Особый накал эмоций при обсуждении проекта закона "Об архитектурной деятельности…" был вызван темой квалификационных требований и современной системы аккредитации архитектора. В нашей стране архитекторов готовят 87 вузов. Только в МАРХИ более 2500 студентов и аспирантов. Между тем в Союзе архитекторов России состоят всего 12 000 человек. Стало быть, у большинства из дипломированных специалистов карьера не складывается. Что тормозит профессиональный рост?

В России, чтобы самостоятельно проектировать здания, нужно вступить в саморегулируемую организацию (СРО), например в московскую Гильдию архитекторов и инженеров (ГАРХИ). Всего в России насчитывается 212 таких саморегулируемых организаций. Если архитектор вступает в СРО в качестве индивидуального предпринимателя, он должен быть членом Национального реестра проектировщиков. Сейчас в этом списке 117 944 специалиста. Чтобы попасть в реестр, необходимо иметь десятилетний стаж работы в сфере архитектуры и из них три года — архитектором. Если в СРО вступает юридическое лицо, то в штате компании должно быть не менее двух специалистов, уже включенных в реестр.

Большинство участников заседания и в первую очередь практикующие архитекторы уверены, что лишние препоны в законодательстве необходимо удалить, в том числе и с оглядкой на многолетний зарубежный опыт, но при всех недостатках СРО возвращаться к системе лицензирования не следует. "Нам, практикующим уже 20 лет, кажется, что никакой лишней организации, которая решает, кто плох, кто хорош, и выдает или не выдает лицензию, не нужно, потому что это только создает очередные барьеры, преграды, цензуру", — считает сооснователь BUROMOSCOW Ольга Алексакова.

За свободу — ответим

Мера ответственности архитектора прямо пропорциональна его роли в процессе строительства, уверены эксперты. Исторические особенности городских пейзажей в той или иной степени защищены правилами землепользования и застройки. А кто или что защитит людей, пострадавших, например, от обрушения здания? В сегодняшнем законодательстве ответственность за подобное тоже размыта.

Об этом говорила исполнительный директор Фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди: "Согласно статье 60 Градостроительного кодекса, вред, причиненный в случае обрушения объекта, собственник здания возмещает до установления вины. Архитекторы же, строители и все остальные могут участвовать в возмещении вреда только в порядке регресса — когда собственник обратит претензии в связи со своими потерями к этим участникам строительства, которых спустя пять-семь лет найти невозможно".

По ее словам, в большинстве стран проблема урегулирована иначе — имущественную ответственность несут все без исключения участники строительства. "В течение десяти лет после постройки здания главный архитектор как физическое лицо (если эта позиция прописана в законе, как, например, в Великобритании), а также проектная организация, заказчик и строительные компании уже в качестве юридических лиц несут солидарную финансовую ответственность. Истец может обратиться ко всем сразу или к каждому из них — ему нужно только доказать, что это был не форс-мажор, не ошибка эксплуатации и не умысел самого потерпевшего".

Комитет РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям по итогам заседания взял на себя процесс формирования консолидированных предложений по корректировке законодательной базы в интересах развития творческого потенциала архитекторов, а также передачу согласованного документа в Правительство РФ. В качестве механизма подготовки компромиссных решений и уточнения формулировок решено создать рабочую группу с привлечением ведущих экспертов отрасли и представителей государства.

 

Статья целиком на портале "Саморегулирование" от 14 января

Фото портал "Саморегулирование"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть