За время пандемии долги населения за жилищно-коммунальные услуги выросли на 55 млрд рублей.
Если к октябрю 2019 года общая задолженность жителей составляла 570 млрд руб., то к октябрю 2020 года она выросла до 625 млрд, сообщили в Росстате. Подробнее — в материале "Финмаркета".
Эксперт Ирина Генцлер (директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города", Москва) комментирует:
Причин было очень много для того, чтобы долги населения выросли. Например, часть населения действительно не могла платить за услуги ЖКХ ввиду финансовых возможностей: очень многие все-таки потеряли в доходах. Часть потребителей восприняла указания не взимать пени за просрочку выплат как повод не платить за коммуналку совсем. Еще одна причина – отсутствие технического доступа: не у всех была возможность оплачивать ЖКХ онлайн – страна все-таки большая.
Кроме того, части потребителей, как выяснилось, неправильно начисляли плату за коммунальные услуги, и это было связано с приборами учета. Часть россиян на время локдауна уезжала из своих квартир и не подавала показаний, ожидая, что раз они не потребляли, то и начислять им ничего не будут. Однако на деле оказалось наоборот: люди возвращались через полгода и получали долговые квитанции по 30 тыс. рублей. Это связано с тем, что сначала им начисляли по среднему, а потом – по нормативам. А правил пересчитать сейчас нет – выяснился пробел в предоставлении коммунальных услуг. Поэтому часть долгов на самом деле мнимая.
Часть долгов связана с твердыми коммунальными отходами – по этому показателю она существенно приросла. По-прежнему народ не успокоился, что увеличилась плата и изменился подход к формированию тарифа, поэтому есть определенная протестная нотка в этом вопросе. Если разбираться, то причин на самом деле много, и каждая из них по чуть-чуть привела в итоге к росту задолженности.
"Давыдов.Индекс" от 25 февраля