Столичные власти сокращают сроки реализации проектов по редевелопменту промышленных зон
Время с момента решения о комплексном развитии территорий до заключения договора с инвесторами сокращается правительственным постановлением с 340 до 170 дней. "Ржавый пояс" — один из главных ресурсов столичной экономики, который выступает драйвером привлечения инвестиций и развития высокотехнологичных производств.
Инфраструктурные оазисы
Повысить конкурентоспособность экономики Москвы в целом, привлекательность города для внешних инвестиций призвана реконструкция ржавого пояса. "Для Москвы, в отличие от других мегаполисов мира, характерна высокая доля земель промышленности, не всегда эффективно используемых, — отмечает генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов. — Новые высокотехнологичные предприятия, которые планируется создавать при реализации комплексного развития территорий (КРТ) бывших промзон, не столь землеемки".
В год пандемии были заключены два первых договора КРТ, а всего в 2020-м одобрено 19 проектов. В ближайшее время преобразование ждет 1900 гектаров бывших производственных площадок еще советской эпохи. Для ускорения реализации важных проектов были сокращены сроки редевелопмента. Так, время, отведенное на проведение аукциона и подготовку документации, сократилось с 340 до 170 дней.
Проекты КРТ позволят создать в Москве более 500 тысяч новых рабочих мест, преимущественно в высокооплачиваемом сегменте. Суммарный объем инвестиций по договорам о КРТ — около 7 млн рублей.
"То, что делает Москва по развитию территорий, — в русле мировых трендов. Совершенно справедливо на всех форумах говорят, что лучшая практика приходит в российскую столицу, — уверен Александр Пузанов. — В результате мы должны получить снижение маятниковой миграции, что напрямую транслируется в повышение производительности труда и улучшение человеческого капитала, так как люди получат возможность работать рядом с домом и больше времени проводить с семьей, заниматься спортом или самообразованием, а не тратить время на дорогу в офис".
Ставка на инновации
Еще одна точка роста для экономики Москвы, что и продемонстрировал коронакризис, — развитие высокотехнологичных отраслей. Эксперты отмечают, что эти сектора были не так сильно задеты пандемией, и восстановление в них идет быстрее, чем во многих других.
По словам Александра Пузанова, перспективным в первую очередь кажется все, связанное с информационно-коммуникационными технологиями, электроникой. Однако интересные рынку инновационные разработки могут появиться в любой другой отрасли экономики.
"Мы с вами видим революцию в области строительных материалов и технологий, в транспортной инфраструктуре, — отмечает Александр Пузанов. — Появляются ниши, где Москва может стать не только национальным лидером, которым она и так, скорее всего, станет, но и занять видное место по уровню развития прорывных технологий среди мегаполисов мира".
Например, в Москве сейчас активно идет обкатка беспилотных автомобилей — экспериментальные образцы прошли уже свыше 10 млн км. Еще одна транспортная инновация — развитие пассажирского и грузового транспорта на электрической тяге, что позволит снизить нагрузку на окружающую среду. Российская столица сегодня обладает самым большим парком электробусов в Европе.
То, что правительство Москвы делает ставку на эти отрасли, подтверждается тем, что на фондовом рынке будут размещены зеленые облигации Москвы, средства от продажи которых пойдут на инновационные проекты экологической направленности.
Впервые с 2013 года Москва выходит на рынок заимствований — планируется, что в 2021 году бюджет получит почти 400 млрд рублей от продажи облигаций. При этом каждый рубль, который пойдет на развитие инфраструктурных проектов, привлечет три рубля частных инвестиций, что послужит драйвером для городской экономики во время выхода из кризиса. В итоге налоговые доходы казны с учетом мультипликативного эффекта в два раза превысят объем облигационных выплат.
"Помимо строительства конкретных площадок для высокотехнологичных производств, необходимо создавать благоприятные инвестиционные условия для всего бизнеса. Это и снижение административных барьеров, чем Москва тоже активно занимается, и меры поддержки предпринимательства вообще. Важно, чтобы все это шло в комплексе, и усилия не были сосредоточены в одном направлении, например в создании технопарков", — говорит Александр Пузанов.
В период пандемии для поддержки бизнеса был создан Оперативный штаб во главе с вице-мэром Владимиром Ефимовым. Штаб в тесном взаимодействии с предпринимательским сообществом разработал пять пакетов мер поддержки общим объемом 90 млрд рублей. Начатый в рамках штаба диалог с бизнесом продолжается в рамках Совета по стратегическому развитию и нацпроектам при правительстве Москвы. Его главные задачи — снизить негативное влияние пандемии на московские компании и найти точки роста экономики.