Развитие краснодарской агломерации усложняют инфраструктурные дисбалансы и отсутствие сильных университетов. Зато здесь есть настоящие мега-проекты
На форуме городского сообщества "Умный город здесь и сейчас", организованном 23 апреля аналитическим центром "Эксперт Юг". Эксперты рассмотрели краснодарскую агломерацию с точки зрения ее места среди других агломераций России, перспективы получения краснодарской агломерацией статуса федеральной, а также те проблемы, которые тормозят ее развитие.
По словам генерального директора Фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова, в 2020 году экономика крупнейших российских агломераций упала меньше, чем экономика России.
"Мы относим краснодарскую агломерацию к числу наиболее развитых агломераций с диверсифицированной экономикой, но тем не менее структура ее экономики нас не удовлетворяет, так как в ней невелика доля инновационных секторов. Их развитие должно быть одним из ключевых направлений. Еще одной проблемой является значительный разрыв между инвестициями в инфраструктурное развитие и инвестициями в жилищное и иное строительство. Развитие инфраструктуры не успевает за темпами строительства, что чревато дисбалансом в развитии агломерации в средней и долгосрочной перспективе", – сказал Александр Пузанов.
По словам эксперта Татьяны Караваевой, агломерации – это прежде всего центры экономического роста, а не просто связанные инфраструктурой между собой населенные пункты.
"В будущем планируется определение федеральных агломераций, которые будут получать поддержку с помощью различных финансовых инструментов. Агломерация должна соответствовать определенным критериям. Выделяется порядка 40 приоритетных российских агломераций, но этот перечень пока спорный. Краснодарская агломерация входит в перечень приоритетных. Однако без наличия сильных университетов в Краснодаре о полном развитии краснодарской агломерации не приходиться говорить", – отметила Татьяна Караваева.
Одним из новых инструментов поддержки агломерационных проектов должны стать инфраструктурные бюджетные кредиты по ставке не более 3% годовых на срок до 15 лет, правительство рассчитывает, что многие агломерационные проекты могут быть реализованы за счет этого источника финансирования.
С важностью создания портфеля проектов согласился и исполнительный вице-президент – начальник Департамента банковского сопровождения контрактов Банк ГПБ (АО) Олег Мельников: "Если бы у краснодарской агломерации была бы дорожная карта проектов, здесь бы уже стояла очередь из банков и инвесторов, которые бы предлагали свои услуги и по финансированию, и по реализации проектов". Олег Мельников подчеркнул необходимость цифровизации процессов управления проектами.
"Важно внедрять новые цифровые системы и сервисы, чтобы управление перестало быть ручным. Мы выявили ряд рисков, с которыми сталкиваются наши клиенты в ходе реализации проектов, среди них: нецелевое использование средств, необоснованное завышение стоимости работ, запаздывание с информированием заказчиков, недобросовестные, некомпетентные подрядчики. Для решения этих проблем Банк ГПБ разработал программу банковского сопровождения контрактов. В нее входит: механизм контроля целевого расходования денежных средств по сопровождению контрактов, мониторинг расчетов, осуществляемых в рамках исполнения сопровождаемого контракта, информирование заказчика о результатах расходования денежных средств", – поделился опытом Олег Мельников.
В регионе идет активная реализация крупных инфраструктурных проектов, например, строительство Дальнего западного обхода Краснодара от Елизаветинской до Тимашевска, ремонт и строительство дороги Краснодар-Ейск, ремонт и строительство обхода Тимашевска. Мы прогнозируем рост спроса на лизинг строительной и дорожно-строительной техники. Можно вспомнить о том, что не прекращается возведение новых микрорайонов, где нужны и дороги, и социальные объекты, и здесь мы тоже видим среди наших клиентов активность", — отмечает Софья Шило, директор филиала ООО "Балтийский лизинг" в Краснодаре.
Одним из ключевых проектов краснодарской агломерации является развитие нового Краснодарского транспортного узла (Хаба). Это один из ключевых элементов Южного экспортно-импортного хаба Краснодарского края, реализация которого предусмотрена Стратегией развития региона до 2030 года. К 2030 году ключевая цель — запустить движение скоростных поездов через аэропорт Краснодар до побережья Черного моря", – рассказал председатель экспертной группы "Южный экспортно-импортный хаб" Сергей Черномаз.
Предполагается, что аэропорт станет первой в России современной мультимодальной транспортной гаванью.
Такая концепция позволит создать на территории площадью 2,6 га свыше 40 тыс. рабочих мест и придать развитию региона новый импульс. Реализация предусматривает несколько этапов. Сейчас заканчивается проектирование нового аэровокзального комплекса площадью 80 тыс. кв. метров с объектами аэродромной инфраструктуры и подъездными дорогами. Срок окончания — декабрь 2023 года.
Кроме того, одним из этапов является проекта является развитие индустриальный зоны.
Модератор сессии, управляющий директор Консорциума Леонтьевский центр - AV Group Алексей Крыловский отметил, что для агломерации важно обзавестись портфелем проектов.
"Нужны проекты, реализация которых действительно может обеспечить экономическую синергию, в рамках которой, каждый игрок получит свои плюсы. В этих проектах должна быть цифровая прошивка, smart составляющая. Именно инфраструктурные и высокотехнологические проекты будут поддерживаться в первую очередь", – сказал Алексей Крыловский.