Как власти Москвы обещают решить вопрос с парковочными местами
За последние десятилетия в Москве невероятно вырос парк частного автотранспорта. Но от этого не стало хорошо ни людям, ни машинам.
Транспортный коллапс
В какой-то момент стало ясно, что Москва задыхается от количества бороздящих ее улицы автомобилей. Но не только столичные автомобилисты утратили возможность нормально передвигаться по городу, после окончания поездки у многих возникла проблема, где припарковать свою машину. Мест для этих целей катастрофически не хватает.
Разумеется, власти не могли не отреагировать на возникший вызов. По словам председателя Комиссии ОП РФ по ЖКХ, строительству и дорогам Светланы Разворотневой, город поставил задачу уменьшить количество автомобилей и пересадить людей на общественный транспорт. Это правильное направление, но полностью это сделать не получится по разным причинам. Одна из них заключается в том, что у большинства москвичей есть дачи, куда комфортнее добираться на личном автомобиле. Да и метро есть далеко не везде, к тому же ежедневно по делам в столицу прибывает большое число подмосковных жителей, многие на своих машинах, а их тоже надо где-то парковать.
Альтернативы есть, а альтернативы пока нет
Однако с альтернативами дело пока обстоит не самым лучшим образом. В первую очередь речь идет о многоуровневых парковках и подземных паркингах. Но развитие и того и другого происходит с немалым скрипом.
В целом не слишком успешно развивается и подземный паркинг. Светлана Разворотнева указывает на то, что такие хранилища для машин в жилых новостройках собственники не приобретают в силу дороговизны, поэтому застройщики вынуждены продавать их третьим лицам. Более того, возник даже своеобразный бизнес по сдаче в аренду или перепродаже этих площадей. В итоге они оказываются в собственности у людей, которые не проживают в этих домах, а автомобили жителей по-прежнему заполоняют придомовые пространства.
Платные парковки вышли из центра
Мы еще помним времена, когда можно было оставлять свой автомобиль в любом месте в городе и не платить за это ни копейки. Теперь эта счастливая пора прошла, платные парковки стремительно расползаются по территории столицы. Понять власти не сложно; с одной стороны они служат ограничителями для поездок по столице, в первую очередь в центр, с другой – городской бюджет нашел новый и неиссякаемый источник пополнения. Сборы за парковки ежегодно приносят 5 млрд рублей. Вопрос в том, насколько эффективно используется это платное пространство?
Исполнительный директор фонда "Институт экономики города", руководитель направления "Рынок недвижимости" Татьяна Полиди рассказывает о результатах исследования по эффективности управления платными парковками в Москве. В пределах Третьего транспортного кольца лишь 7% улиц занято платными парковками, в пределах Садового кольца сосредоточено 17% таких парковок, а 43% парковочных мест выходят за пределы ТТК. Анализ ситуации и разработка наиболее эффективной тарифной сетки для автомобилистов позволяет сделать вывод: к тем 5 млрд рублей дохода от платных парковок можно прибавить еще достаточно много, так как парковочное пространство используется только на 10% Необходимо стимулировать граждан использовать платные парковки в выходные и праздничные дни для увеличения экономической доходности центра города.
Как выясняется, наличие или отсутствие платных парковок может влиять на экономику города. Так после того, как на Тверской улице был полностью запрещен паркинг, с первых этажей домов уехала часть арендаторов, лишившихся покупателей. Это пример не самого разумного подхода, который грозит уходом части коммерсантов из некоторых районов города. Организация платных парковок коррелирует со стоимостью коммерческой недвижимости в центре и прибыльностью торговых площадей.
Вечный конфликт
Положение с парковками – это изначально запрограммированная конфликтная ситуация, считает Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города". Делать отдельный паркинг для каждого авто – это значит положить конец развитию города. Чем лучше условия для автомобильного парка, тем в целом хуже ситуация в Москве – по ней просто будет не проехать.
На положение сильно влияет национальная психология. У нас многие люди предпочитают жить в малогабаритных квартирах, зато иметь на каждого взрослого члена семьи по машине. Было бы полезней, если бы они использовали эти средства для улучшения своей жилищной ситуации.
В этих условиях сколько бы власти не улучшали дорожную сеть, пробки не исчезнут без противодействия стихийной автомобилизации. Каждый год число машин возрастает на 100 тысяч – никакие вложения в дороги не поспеют за этим безумным ростом. Мы тратим значительную часть собираемых налогов на помощь автомобилистам, как будто у нас нет более важных проблем. Создание новых парковочных пространств не должно являться приоритетной задачей, считает Надежда Косарева.
По всему получается, что кроме развития общественного транспорта, в Москве нет другой программы решения вопроса с парковками. Программа "народный гараж" умерла, а другие не появились. А потому не надо быть провидцем для предсказания, что в обозримом будущем машины продолжат заполонять наши дворы.
Статья целиком на сайте ИА "Строительство" от 20 мая