Вы здесь

Уфа и Казань - экономическое сравнение. Исследование ИЭГ

Дата публикации: 16.06.2021

Приехав из Уфы в Казань, испытываешь цивилизационный разрыв

Каждый раз столица Татарстана удивляет новыми домами, дорожными развязками, стадионами и непривычной чистотой тротуаров. Но цифры говорят, что бюджет Уфы больше бюджета Казани, а по величине создаваемого экономикой города продукта Уфа и Казань сопоставимы, несмотря на то, что численность населения в Уфе на сто тысяч человек меньше. Статистика обманывает? Ответ на этот вопрос искал экономист Всеволод Спивак специально для "Ъ-День города".

Сравнивать Уфу с Казанью настолько банально, что это уже стало считаться плохим тоном. Приезжая в Казань, я чувствую не просто то, что Казань развивается более динамично. На самом деле, более точно будет сказать — возникает ощущение цивилизационного разрыва. Новые стадионы с гигантскими экранами, мосты, авкапарк, Кремль, образцовая набережная — всего не перечислишь.

И тем удивительнее, что когда начинаешь смотреть цифры, характеризующие экономику города — оказывается, что в свете этих цифр, Уфа выглядит совсем и совсем неплохо.

Возьмем, к примеру, такой показатель, который я бы счел отправной точкой отсчета для любых размышлений об экономике: валовый продукт, который создается городом.

К сожалению, в отличие от валового регионального продукта (ВРП) или валового внутреннего продукта (ВВП), расчет совокупного продукта, который создается городом, не имеет единой, всеми принятой методологии. Но в данном случае важна не точная цифра, а возможность сопоставлений.

По разным методологиям, уровень ВГП (валовый городской продукт) по состоянию на 2017 год в Уфе, с учетом агломерации, колебался от 693 млрд до 789 млрд руб., а в Казани — от 725 млрд до 748 млрд руб. При этом, как по цифрам Института экономики города, так и по данным КБ Стрелка, подушевой ВГП по состоянию на 2017 год в Уфе был даже выше, чем в Казани.

Более свежих цифр, которые были бы рассчитаны в рамках единой методологии, у меня нет, и, возможно, что-то локально изменилось, но то, что по производительности труда и по объему валового продукта мы идем примерно на одном уровне с Казанью, для многих будет открытием.

Второй факт, который вызывает удивление, это то, что бюджеты Уфы и Казани тоже примерно равные. Утвержденный бюджет расходов Уфы на 2021 год составляет 29 ,5 млрд руб., а в Казани утвердили бюджет чуть скромнее уфимского и планируют расходы на уровне 28,1 млрд руб.

Но, с учетом того, что население Казани на 100 тыс. человек больше, то разница в подушевой бюджетной обеспеченности становится более заметной: 22 348 руб. на человека готова потратить в этом году Казань, в то время как Уфа может гордиться тем, что потратит на каждого своего жителя в этом году 26 200 руб.

Если бы мы планировали в своем изучении цифр на этом остановится, то сложилась бы благостная картина: достаточно высокий уровень валового городского продукта, приемлемый уровень бюджетной обеспеченности, средненормальный общий размер городского бюджета.

Можно пожимать руки и вручать грамоты руководству города и депутатам.

Но все не так просто...

Размер городских бюджетов в России — категория искусственная и малоинформативная, как со стороны формирования доходов бюджета, так и относительно реальных расходов.

Только половина общего размера бюджетов крупных городов России формируется за счет собственных доходов. Вторую половину же города получают в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из вышестоящих бюджетов.

В большинстве случаев, собственных доходов городов едва хватает только на то, чтобы содержать систему образования. А в Уфе, к сожалению, в соответствии с принятым на 2021 год бюджетом, собственных доходов не хватит даже на это: налоговые и неналоговые доходы города прогнозируются на уровне 12,9 млрд руб., а расходы на образование оцениваются в 13,2 млрд руб.

Поэтому, когда мы хотим обвинить руководство того или иного города в том, что не выделяются деньги на замену старых труб или на поддержку бизнеса, надо понимать, что городские чиновники самостоятельно и не могут этого сделать. Кажется, что эта ситуация специально создана, с одной стороны, чтобы избежать не нужной для регионов и федеральной власти самостоятельности муниципалитетов, а, с другой, чтобы туннелировать недовольство граждан своим бытом на самый нижний уровень управления. Никакого реального самоуправления и никакой возможности отвечать за поддержание и развитие инфраструктуры города, без одобрения и финансирования "сверху", у городских властей, за редким исключением, в России нет.

И, если бюджет Казани почти на две трети, а бюджеты соседних Самары и Перми, Екатеринбурга более, чем на половину состоят из собственных доходов, то доля собственных налоговых и неналоговых доходов в бюджете Уфы по результатам прошлого составила всего 43%.

Из этих цифр очевидна следующая проблема: имея хорошие показатели по валовому продукту, руководство Уфы не может конвертировать его в доходы бюджета.

Так, к примеру, поступления от земельного налога составляют примерно 6,5% от общих доходов бюджетов Самары и Перми, а в Казани вообще доходят до 14%.

В то же время, в Уфе сборы по земельному налогу кратно ниже, чем у соседей — земельный налог приносит только 2% совокупных городских доходов. При этом, сравнение ставок земельного налога не позволяет говорить о том, что такая разница по отношению к другим городам обусловлена низким уровнем налогообложения, а анализ поступлений в городской бюджет от аренды не позволяет полностью объяснить такую разницу в сборах по земельному налогу только тем, что соотношение земель в собственности и аренде в Казани и Уфе разное.

Возможно, надо искать причины в слабом администрировании учета земельных участков и видов деятельности на них, в недостаточной прозрачности процедур распределения земельного фонда или в занижении (в том числе, в результате действий юристов-решал) кадастровой стоимости земельных участков.

 

Статья целиком на сайте "Коммерсантъ Уфа" от 10 июня

Фото "Коммерсантъ"/ Ольга Соболева

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть