Вы здесь

А. С. Пузанов о цифровизации городов для журнала Train and Brain

Дата публикации: 22.08.2021

Электромобили, безусловно, улучшат экологию городов

К сожалению, доминировать на улицах они станут не раньше, чем лет через 30. Но существенно понизить долю выбросов парниковых газов в атмосферу можно уже сейчас. Технологии Индустрии 4.0 могут не только сделать движение в мегаполисах быстрее и комфортнее. Уже сегодня они помогают заметно снизить количество парниковых газов, выделяемых в атмосферу.

Один город — один разум

Сегодня уже невозможно эффективно управлять транспортными потоками без использования современных технологий. Цифровизация уже повысила во многих городах комфорт пассажиров общественного транспорта: видя на расположенном на остановке табло ожидаемое время прибытия автобуса или трамвая, они могут принимать более эффективные решения — ждать, идти пешком или выбирать альтернативный маршрут.

В ряде городов мира, в том числе в Шанхае, Кракове, тестируются в боевых условиях программы управления дорожным трафиком и переключения светофоров, синхронизированные с данными, поступающими от трамваев и автобусов. В Корее благодаря 5G тестовые трамваи, находящиеся на маршруте, также смогут обмениваться информацией напрямую, что позволит прокладывать маршрут более эффективно.

Сам себе водитель

На новый уровень системы управления транспортными потоками выведет широкое распространение систем автономного движения. Создатели концепций умных городов не скрывают, что в перспективе хотели бы полностью устранить из транспортной системы человеческий фактор. По их мнению, если поток будет управляться из единого центра, то полезное использование дорог общего пользования повысится в разы, а их пропускная способность и безопасность выйдут на совершенно новый уровень. Как установили исследователи из Университета Бар-Илан (Израиль), даже при небольшом количестве беспилотников (5%) в потоке обычных автомобилей скорость потока увеличивается на 40% при снижении расхода топлива до 28%. Значит, уменьшится и доля выбросов углерода в окружающую среду.

Тем не менее до наступления эры беспилотников еще далеко. На "чистой трассе" они уже могут быть достаточно быстрыми. Например, в Швеции скоростной лимит для автомобилей без водителя составляет 80 км/ч. Но самоуправляемые средства пока медленно ориентируются в смешанном городском потоке. Так, в столице Норвегии Осло беспилотные автобусы в тестовом режиме курсируют на трех коротких маршрутах. Недавно их максимальную скорость подняли с 16 до 20 км/ч, а вскоре лимит планируется увеличить до 25 км/ч.

Электромобили подтормозили

Альтернативы внедрению более сложных систем управления трафиком для декарбонизации городов фактически нет. Транспорт, использующий альтернативные источники энергии, пока не в полной мере оправдывает надежды чиновников и зеленых активистов. Электромобили очень далеки от того, чтобы вытеснить с улиц традиционные машины. Техника с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) продолжит эксплуатироваться минимум 20–30 лет, а скорее всего, даже полвека.

Александр Пузанов, генеральный директор Института экономики города:

Нельзя сказать, что цифровизация будет радикально менять облик городов. В конечном счете именно технологии будут подстраиваться под сформировавшийся образ городов. Европейские города останутся моноцентричными, с выраженными историческими центрами. Американские — более размытыми, без четкого центра или с маленьким даунтауном. Традиционная форма города глубоко "зашита" в культурный код каждой цивилизации и будет меняться очень медленно.

Основной задачей публичной власти станет оптимальное распределение возможностей между пользователями личного и общественного транспорта. Так, увеличение доли общественного транспорта снизит нагрузку на улично-дорожную сеть, увеличит среднюю скорость и уменьшит экологически вредные выбросы. Развитие общественного транспорта поможет противостоять бесконтрольному разрастанию городов, особенно в условиях России, где численность населения не растет, а города "расползаются", что ведет к удорожанию коммунальной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Таким образом, города будущего имеют шанс стать более компактными.

С точки зрения экологии эффективным дополнением городской транспортной системы служит рельсовый транспорт. В отдельных городах Западной Европы и Азии сеть скоростных трамваев становится осевым элементом системы городского общественного транспорта, на который "нанизываются" остановки других видов транспорта, пешеходные маршруты и т. д. Сегодня скоростной трамвай, так называемый внеуличный транспорт, как элемент мультимодальной транспортной системы фактически не имеет конкурентов. Он экологичный и менее шумный.

В краткосрочной перспективе скоростной трамвай является самым эффективным видом городского транспорта. В то же время развитие трамвайной сети часто сопряжено с определенными сложностями: город меняется, развивается, возникает потребность в иных маршрутах, а рельсы не так просто переложить — это очень большие затраты".

Предложить потребителям и бизнесу альтернативу производители электрокаров пока не могут. Еще не завершены исследования, которые позволят увеличить мощность электрических батарей. Но и города пока не готовы к наплыву экологичного транспорта.

Одно из главных препятствий на пути "электромобилизации" — отсутствие сопутствующей дорожной инфраструктуры. В теории зарядными устройствами для автомобилей будущего можно оснастить каждое парковочное место. В отличие от бензоколонок, они компактны — представляют собой небольшой столбик, из которого вытягивается шнур. Но пока речь идет хотя бы о том, чтобы внедрить пункты зарядки на традиционных заправках.

 

Статья целиком в журнале Train and Brain № 2 (10) 2021

Фото Train and Brain/ mphoto/ Shutterstock/ FOTODOM

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть