Институтом экономики города осуществляется мониторинг принятия субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов в сфере комплексного развития территорий
Субъектами Российской Федерации продолжается работа по подготовке и утверждению обязательных нормальных правовых актов, необходимых для реализации норм Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий". Указанным законом установлено требование, согласно которому в каждом субъекте Российской Федерации необходимо утвердить нормативные правовые акты, определяющие:
1) критерии многоквартирных домов (МКД), которые не признаны аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, расположенных в границах застроенной территории, в отношении которой осуществляется комплексное развитие территорий (КРТ) жилой застройки;
2) порядок согласования проекта решения о КРТ жилой застройки, проекта решения о КРТ нежилой застройки, подготовленных главой местной администрации, с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) порядок реализации решения о КРТ, а также порядок определения границ территории, подлежащей комплексному развитию и иные требования к КРТ;
4) предельный срок проведения общих собраний собственников МКД, не признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в проект решения о КРТ жилой застройки по вопросу включения МКД в решение о КРТ жилой застройки;
5) начальную цену торгов на право заключения договора КРТ в случае, если решение о КРТ принято высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или главой местной администрации;
6) порядок заключения договоров о КРТ, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
7) порядок приобретения собственниками жилых помещений за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им жилые помещения, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников;
8) порядок передачи владельцем специального счета права на специальный счет субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию после перехода права собственности на все помещения в МКД, указанном в части 2.2 статьи 32.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, в государственную или муниципальную собственность либо в собственность лицу, с которым заключен договор о КРТ жилой застройки, в случае, если собственники жилых помещений в МКД в качестве способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД выбрали формирование его на специальном счете.
По состоянию на сегодня (9 сентября 2021 года):
1) в 19 субъектах Российской Федерации утверждены все обязательные к принятию нормативные правовые акты в сфере КРТ;
2) в 45 субъектах Российской Федерации не утверждено ни одного обязательного к принятию нормативного правового акта в сфере КРТ/приняты 1 или 2 обязательных к принятию нормативных правовых акта в сфере КРТ;
3) в 21 субъекте Российской Федерации утверждено от 3 до 7 обязательных к принятию нормативных правовых актов в сфере КРТ.
Хорошую степень проработки нормативных правовых актов в сфере КРТ в части наличия в них положений, закрепляющих требование о необходимости разработки архитектурно-градостроительной концепции/мастер-плана в отношении территорий, в границах которой планируется реализация КРТ, можно отметить в нормативных правовых актах Амурской, Архангельской, Нижегородской, Самарской и Саратовской областях, Ханты-Мансийском автономном округе.
Фонд "Институт экономики города" будет продолжать вести мониторинг принятия регионами нормативных правовых актов в сфере КРТ.