Правительство выделило проблемы, которые надо решить в первую очередь
В докладе о результатах мониторинга правоприменения за 2020 год правительство рассказало об основных проблемах правового регулирования в программе капремонта многоквартирных домов, которые необходимо решать законодательно. В частности, выяснилось, что всё это время программа существовала без определения понятия "многоквартирный дом", также возникли проблемы с изменением сроков ремонта и работами в жилых объектах культурного наследия. Насколько важно решение этих вопросов, разбирались "Известия".
Зачем нужно понятие о многоквартирном доме
В докладе о результатах мониторинга правоприменения говорится, что на федеральном законодательном уровне требуется решить проблему неполноты правового регулирования понятия "многоквартирный дом" — до сих пор в Жилищном кодексе Российской Федерации этого определения нет. В документе отмечается, что на практике это затрудняет формирование перечня домов, включенных в программу капремонта. Еще в 2015 году об этой проблеме говорилось в аналогичном докладе о результатах мониторинга правоприменения, однако до сих пор ее не решили.
В документе говорится, что сейчас правительство уже готовит законопроект, который внесет понятие многоквартирного дома в Жилищный кодекс, разграничив его с домом блокированной застройки, — это понятие появится в Градостроительном кодексе.
Директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер отмечает, что отсутствие этих понятий не мешало программе капремонта.
— Интуитивно все понимали, что такое многоквартирный дом, — в региональную программу капремонта включаются дома с наличием больше стольких-то квартир, — сказала она "Известиям". — И это решило все вопросы. Проблема небольшая есть только с домами блокированной застройки, но все регионы спокойно эти дома-таунхаусы вывели из своих региональных программ.
Почему отодвигаются сроки капремонта
Второй проблемой, на которую указывает правительство в документе, является неполнота правового регулирования краткосрочных планов реализации программ капремонта — сведения о техническом состоянии домов не всегда соответствуют реальному положению дел. В результате, например, в региональной программе запланирован ремонт фасада, но в процессе подготовки выясняется, что нужен капитальный ремонт крыши.
Поэтому сейчас Минстрой разрабатывает законопроект, по которому в перечне работ по капремонту предлагается выделить как самостоятельный вид работ обследование технического состояния многоквартирного дома и его отдельных конструктивных элементов, чтобы можно было определить приоритетные виды работ. По результатам этого обследования предлагается предоставить право региональным властям менять сроки проведения капитального ремонта, в том числе, что важно, переносить срок выполнения работ на более поздний период.
Ирина Генцлер отмечает, что вопрос переноса сроков действительно актуальный, так как денег не хватает на выполнение всех ремонтов в те сроки, которые запланированы региональными программами.
— Надо каким-то образом всё равно решать эту проблему, — говорит она. — Или изыскивать дополнительные средства, или резко поднимать взносы — но надо наполнять программу деньгами. Если их недостаточно, то, конечно, каким-то образом сроки придется отодвигать. При этом вопрос требует, конечно, тщательного взвешивания, потому что должны быть какие-то пределы, чтобы дома не переходили в разряд совсем ветхих, совсем аварийных.
Генцлер замечает, что перенос сроков является в некотором смысле даже обманом граждан, потому что им сказали, что нужно заплатить деньги и получить ремонт, который обещан в соответствии с этой программой. Но на другой чаше весов — совершенно неустойчивая финансовая система региональных операторов.
Кто оплатит ремонт в исторических домах
Третья проблема, на которую указывает правительство в докладе, — неполнота правового регулирования вопросов софинансирования работ по капремонту в домах, являющихся одновременно объектами культурного наследия. Стоимость ремонта в таком доме, как правило, превышает предельную стоимость работ по капитальному ремонту, но точно также осуществляется за счет собственников МКД. Обязанности софинансировать такие работы у местных бюджетов нет.
Для решения этой проблемы депутаты Госдумы разработали законопроект, по которому у органов власти появляется право оказывать финансовую поддержку в случае превышения размера предельной стоимости работ по капитальному ремонту в таких домах за счет бюджетных средств.
Ирина Генцлер подчеркивает, что речь идет не об обязательстве софинансировать ремонт, а о возможности.
— Однако объект культурного наследия — это общее достояние города, региона, страны в целом, и поэтому участие бюджета в финансировании таких капремонтов должно обязательно подразумеваться, — говорит она. — Может быть, нужно каким-то образом нормативное регулирование провести, разделив, что именно в доме является объектом сохранения, а что нет — например, фасад нужно сохранять, а перекрытия — нет. И в той части, которая удорожает проведение ремонта, подключать софинансирование бюджета.
Как усовершенствовать концепцию капремонта
Ирина Генцлер также отмечает, что программе не хватает инструментов для того, чтобы в дома, которые делают накопления на спецсчете, пришли кредиты. Кредиты, по ее мнению, можно было бы использовать в капремонте и других домов, которые копят деньги в общем котле.
Однозначной пользой программы она считает тот факт, что люди в принципе осознали необходимость платить взносы на капитальный ремонт, выросла активность людей, желающих взять вопросы ремонта дома в свою ответственность.
Однако, говорит Генцлер, система региональных операторов не идеально построена — система общего котла, говорит она, не очень хороша и не прозрачна. Она предлагает сделать более понятные и прозрачные системы, чтобы можно было разграничить деньги, чтобы люди понимали, условно говоря, кому они сейчас дают в долг свои деньги.
— Ответственность за ремонт и деньги нужна более строгая, чтобы не было ситуации, когда на дом деньги истратили, а люди расплатятся за ремонт через 40 лет — и наоборот, те, кто дал деньги, капремонт провести не смогут, — говорит Генцлер.