Мегаполис или большая деревня? Эксперты не уверены в выгодах расширения Саратова
С 1 января 2022 года, практически с боем курантов, Саратовский район превратится в тыкву, вернее, в "седьмой элемент" областного центра. Саратов за счет этого станет "вторым по площади" городом России после Москвы. Процедура присоединения с самого начала грешила неясностью целей и недостатком обсуждения. Открываются перед городом новые перспективы или новые проблемы, вместе с экспертами разбирался "СарБК".
Эксперт Института экономики города Роман Попов в комментарии "СарБК" заметил, что объединение городов с ближайшими территориями сложно назвать модным мировым трендом: "В мировом опыте можно найти подобные примеры. Но это было 15–20 лет назад. Например, в Канаде в конце 1990-х - начале 2000-х была политика расширения городов - объединяли мегаполисы с окружающими, если говорить нашим языком, районами. Это происходило в Оттаве, в Торонто. Последствия этого были очень неоднозначны. И уж точно, их нельзя оценивать как положительные. Это была, скорее, масштабная неудача, нежели какой-то пример, на который следует равняться. В Турции тоже было такое чуть позже. Тогда Анкару и некоторые другие города объединили с окружающими их во многом сельскими территориями. И это тоже было очень неоднозначным решением". Авторы канадского объединения не смогли добиться поставленных целей - уровень бюрократии не снизился, территории не стали единым целым (одна часть объединения по-прежнему воспринимается как городская, а другая — как сельская). Более того, в присоединенных муниципалитетах возникла новая проблема. Жители остались без органов низового местного самоуправления (там эти традиции достаточно сильны), а значит, без должной защиты своих интересов. Роман Попов замечает, что и более свежий московский опыт присоединения "заМКАДных" территорий к столице не стал однозначно успешным: "Уже 10 лет, как Москву расширили, но новые территории как Москва не воспринимаются. Да, там действуют московские законы, туда ведут метро, но с точки зрения москвича — это не вполне Москва, но и уже не совсем область. Что-то непонятное. И это тоже пример необдуманного решения. Вместо интеграции Москвы и области попытались найти обманчиво простое решение. А теперь отменять его как-то нехорошо, а что с этим делать - не совсем понятно".
По словам эксперта, важно отличать присоединение района к городскому округу от его включения в черту города. В первом случае присоединяемые села и поселки теряют свою самостоятельность как муниципалитеты (и этом тоже мало положительного), но при этом остаются отдельными населенными пунктами. К слову, законодательство о местном самоуправлении с недавнего времени позволяет иметь на территории городского округа более одного городского населенного пункта. Превращение же территории Саратовского района в часть Саратова Роман Попов назвал абсурдом. Он был немало удивлен решением сделать из рабочего поселка Красный Октябрь с тремя тысячами жителей городские кварталы. Эксперт подчеркнул, что именно взаимодействие территорий - городских и прилегающих, и является мировым и российским трендом: "Странно, что глава Саратова все видит в двумерной системе. Либо мы вообще никак не контактируем с районом, либо мы район к себе присоединяем и будет у нас большой, "массовый" Саратов. Ведь вариантом может быть взаимодействие, поиск точек соприкосновения, определение конфликтных зон и улаживание вопросов посредством переговоров. Мировой, да и российский опыт знает множество вариантов взаимной интеграции городов и соседних территорий в рамках агломераций без их физического слияния. Но об этом почему-то речь совершенно не идет". Напомним, что ещё в 2017 году главы Саратова и Саратовского вместе с главами Энгельсского и Татищевского районов подписали соглашение о сотрудничестве в рамках агломерации. Федеральный эксперт считает, что эта работа теперь лишается всякого смысла. "Зачем сотрудничать, если можно просто все объединить?" Роман Попов сомневается, что путь экстенсивного развития Саратова является единственно возможным: "Я не спорю, может в этом конкретном случае что-то за этим стоит. Но может оказаться, что городу разумнее было бы развивать застроенные территории. Интенсифицировать, улучшать качество среды на них, нежели застраивать новые территории квадратно-гнездовым способом многоэтажным жильем. Но даже если признать, что городу лучше развиваться экстенсивно, потому что он задыхается, это все равно не означает необходимости аннексий, объединений", - говорит собеседник "СарБК".
Куда "пропала" земля? Эксперт Института экономики города прокомментировал слова Михаила Исаева о том, что объединение Саратова и района даст импульс для развития "инновационной составляющей" муниципалитета. Роман Попов выразил сомнения в том, что инвестору так уж важно, будет это район или единый город". Эксперт обратил внимание и на слова главы Саратова о том, что за объединением территорий последует создание рабочих мест. "Возможно, мэр знает то, что другие не знают. Не очень понятно за счет чего эти места возникнут. И что мешает сейчас в Саратове созданию рабочих мест? Совсем нет свободных площадей, чтобы офисы разместить? Или реконструировать бывшие промзоны? Я не верю, что в Саратове занят каждый клочок земли и нельзя создать ничего современного. Я не думаю, что проблема недостатка высокооплачиваемых рабочих мест заключается в недостатке места. И допустим, присоединили мы район и создали новые рабочие места где-то на территории бывшего Саратовского района. Где брать рабочую силу? Люди туда из центра Саратова поедут? Тогда возникнет вопрос о транспортной доступности. Но самое интересное, что эти вопросы можно решать без объединения территорий".
Роман Попов не видит в расширении границ возможности более эффективного привлечения в Саратов федеральных средств. "Здесь нет корреляции — чем больше территория, тем больше приходит федеральных денег. Это вопрос грамотного встраивания в федеральные программы, национальные проекты. Саратов мог бы участвовать в этих программах и в старых границах", - убежден эксперт. Он не исключил, что раздутые границы города могут вызвать сложности в управления большой территорией (потребуется коррекция управленческих механизмов), обострить проблемы бюрократии, а также отвлечь внимание и средства от решения проблем старого Саратова. "Доходная часть бюджета увеличится. То, что раньше шло в бюджеты поселений и района, теперь пойдет в единый бюджет. Но и тратить городу придется больше, он повесит сельские хозяйства района на себя. С точки зрения "старых саратовцев", назовем их так, это будет: "нам на шею повесили нахлебников". А "новым саратовцам" все равно будет недостаточно, они все равно будут считать: "если нас присоединили, обеспечьте нам жизнь не хуже, чем была до присоединения". И в этом отношении это тоже рискованное решение".
Колоссальный резерв Эксперт Института экономики города Роман Попов считает, что единственные, кто выигрывает от присоединения территорий к городам, являются девелоперы.
Статья целиком на сайте "СаратовБизнесКонсалтинг" от 14 декабря
Фото "СаратовБизнесКонсалтинг"