Реализация нацпроекта "Жилье и городская среда". Оценка профессионалов
Игнат Бушухин, обозреватель
Один из 14 национальных проектов, реализуемых в России, называется "Жилье и городская среда". Насколько эффективна реализация нацпроекта в 2021 году? Об этом поговорим с тремя представителями профессионального сообщества — строителями и урбанистами.
— Коллеги, в этом году в России ожидается строительство около 86 млн кв. м жилья. Об этом недавно заявил вице-премьер Марат Хуснуллин. Скажите, что это значит для отрасли?
Антон Глушков, президент НОСТРОЙ
— На 1 ноября этого года уж введено 72,5 млн кв. м. Это на 30% больше аналогичного периода 2020 года. Если смотреть структуру этого ввода, то 31,8 млн кв. м составляют многоквартирные жилые дома и 47 млн кв. м — это индивидуальное домостроение. Прирост, конечно, происходит в большей степени в пользу индивидуального домостроения, в сравнении с 2020 годом — на 40%. Это значительная величина. Но опять же напомню, в паспорте национального проекта у нас объем индивидуального домостроения к 2030 году должен составить 50 млн кв. м. С учетом так называемой дачной амнистии мы понимаем, что основной прирост, на который делается акцент, это, конечно, индивидуальное домостроение. И в принципе те шаги, которые сейчас предпринимаются в отношении стимулирования, потому что даже 86 млн кв. м, которые наверняка уже будут достигнуты, — мы видим, что этот показатель достижим, мы все равно равняемся на горизонт 2030 года и 120 млн кв. м.
Леонид Казинец, член бюро правления РСПП, президент НОЗА
— Понятно. Леонид, льготная ипотека — что думаете? Стоит ли продлевать эту программу?
— На сегодняшний момент… ипотека… Вот льготная — она хороший инструмент, который все-таки у людей создает стимул покупки.
Если раньше однозначно любой человек немедленно хотел купить себе квартиру, то сейчас это почти экономическое решение. Если экономическое решение не в сторону покупки, то люди начинают думать: давайте попробуем арендовать. Это не развивает территорию.
Те инвестиции, которые сегодня не идут в покупку жилья, идут в аренду. Они не так уж градостроительно интересны. Поэтому у людей нужно создавать стимул покупки. История о том, что льготная ипотека повышает цену, — я категорически не согласен. Если мы разложим рост цены последнего периода на более длинный, на пять-шесть лет, мы получим в районе инфляции или чуть больше.
Это нормально. Это привлекательный и, там, не социальный продукт. Это не поддержка, транспортная история, да? Поэтому недвижимость, особенно жилье, привлекательно и, безусловно, должно дорожать. И не льготная ипотека этому причина — в целом конъюнктура на рынке. Спрос-предложение, возможности инвестиций и так далее. Поэтому считаю, что льготная ипотека — важнейший государственный инструмент. Может быть, единственный, по-настоящему действительно работающий государственный инструмент. Который поддерживает, с одной стороны, граждан. Люди имеют право купить жилье — доступное жилье. И доступность — это как раз вопрос поддержки ипотечной ставки. И второе — это, конечно, развитие отрасли и в целом экономики. Потому что именно введенный в оборот через покупку жилья, через поддержанную ипотеку рубль дает 17-кратный оборот в экономике и возвращает налогов за очень короткий период гораздо больше, чем реально государство тратит на поддержку ипотеки. То есть это [механизм,] очень быстро возвращающий, в течение года, инвестиции для бюджета.
Надежда Косарева, президент Фонда "Институт экономики города"
— Формирование комфортной городской среды — еще одна федеральная программа нацпроекта. Надежда Борисовна, как эта программа меняет наши города? Удалось ли отойти от чиновничьего подхода в реализации этой программы?
— За последние годы — программа начала у нас где-то в 2018 году реализовываться — действительно достигнуты очень существенные и значимые результаты по благоустройству и общественных пространств в городах, и придомовых территорий. У Минстроя есть такой Индекс качества городской среды. И по этому индексу почти 90% наших городов, а замечены 1116, улучшили состояние качества городской среды. И в первую очередь, как это ни странно, в малых городах произошли изменения. Но этому, наверное, способствовала и бюджетная поддержка из федерального бюджета малых городов и исторических поселений в рамках ежегодного конкурса таких вот проектов преобразования городской среды.
Если говорить о преодолении чиновничьего подхода, то эта задача тоже поставлена в федеральном проекте "Городская среда". Там есть такой целевой показатель, как доля граждан старше 14 лет, которые участвуют в обсуждении и принятии решения по проекту улучшения качества городской среды.
— Горожан слышат?
— Вот смотрите. Эти цифры мониторятся. Значит, 2018 год — 5% участвует. 2020 год — 12,5% участвует, тот есть почти в три раза больше. И к 2024 году целевой показатель — 30%. Где слышат и слушают горожан при реализации крупных городских проектов, там благоустройство набережных, парков и так далее. Горожане участвуют в рейтинговом голосовании при выборе проектов. При благоустройстве придомовых территорий у собственников жилья, которое относится [к этим территориям], это участие в принятии уже конкретных решений — что и как: какой проект благоустройства, вот эти конкретные территории. Не всегда, не везде в полной мере, но… Положительная динамика совершенно точно есть. И остается очень сложный вопрос — приоритетов. Что в городе в первую очередь надо благоустроить — крупное общественное пространство или придомовые территории? Вот этот выбор приоритетов — людей пока не спрашивают, но очевидно, что просто очень сложно. Понимаете? У всех своя собственная точка зрения и позиции, выбирать, условно говоря, по среднестатистическим показателям — здесь, наверное, нужна какая-то более сложная методика. Но в целом внимание к городской среде — это просто очень правильное решение.