Если стандарты для девелоперов станут обязательными, ситуация может измениться к лучшему
В последнее время россияне всё чаще жалуются на нехватку в новых жилых кварталах детских садов, школ, поликлиник, парковок и дорожной сети, сообщают в Госдуме. Это стало серьезной проблемой многих ЖК в самых разных городах. По данным Общественного совета Минстроя, примерно до 18% сданных новостроек не успевают запустить объекты социальной инфраструктуры одновременно со сдачей жилья. Проблема — в необязательности стандартов комплексного развития территорий (КРТ). В Госдуме и кабмине предлагают ввести ответственность за недостаток в новом микрорайоне необходимой инфраструктуры. Подробности — в материале "Известий".
Факторы или обман
Программа льготной ипотеки с лета 2020 года разогнала спрос и цены, а также привела зимой 2021–2022 годов к дефициту предложения (в наибольшей степени на вторичном рынке, где уже есть готовая инфраструктура). Больше всего подорожало недорогое жилье с упрощенными характеристиками. Паника покупателей, снятие наличных и мгновенная покупка жилья снижали требования к обеспеченности объекта социальной инфраструктурой.
Можно и без
Градостроительный кодекс РФ уже сейчас предусматривает возможность прописать в договоре о КРТ обязательства по созданию социальной и иной инфраструктуры (они могут возлагаться как на застройщика, так и на орган публичной власти, заключивший такой договор). Однако добавление таких условий не является обязательным, замечает эксперт общественного совета при Минстрое России Татьяна Полиди.
— 90% жилищного строительства в городах ведется вне проектов КРТ, и вот в этих случаях возложить обязательства на застройщика просто невозможно, — говорит собеседница. — В лучшем случае застройщики соглашаются добровольно построить детский сад. Но что делать со школами, поликлиниками? Это крупные объекты, обслуживающие целые районы, поэтому на застройщика, строящего один дом, нельзя возлагать такие затраты, а денег в муниципальных бюджетах не хватает.
Чем больше в городе строится жилья, тем больше потребность в инфраструктуре, поэтому просто невозможно переложить всё это на застройщиков в форме натуральных обременений, отмечает Полиди.
Зампред комитета Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Светлана Разворотнева утверждает, что особенно острой проблема дефицита инфраструктуры стала вследствие развития в стране проектов КРТ, роста вводимых площадей новых микрорайонов.
— Сегодня у Госдумы существует стойкое убеждение, что ситуацию с обеспечением социальной и прочей инфраструктурой необходимо решать, — заявила депутат.
Это нашло отражение в постановлении ГД по итогам правительственного часа с министром строительства и ЖКХ. В заключении Комитета по строительству и ЖКХ на "Отчет о работе Счетной палаты (СП) РФ" содержится рекомендация "дать оценку обеспеченности вводимого жилья объектами социальной и транспортной инфраструктур".
Давно пора
Обсуждаемая проблема изначально нуждалась в правовой системе, которая бы обеспечивала возведение социальных объектов параллельно с жилищным строительством, убежден руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при Минстрое РФ Рифат Гарипов. Такой системой стали стандарты КРТ. Участники высококонкурентного строительного рынка нередко берут на себя обязательства по комплексной застройке, которые потом не могут выполнить. Если стандарты КРТ станут обязательными к исполнению, ситуация начнет меняться к лучшему, заявляет Гарипов.
Нет денег — внаём
Как стало известно, в РФ могут увеличить объемы строительства социального жилья. Мера предусмотрена для тех, у кого не хватает денег на ипотеку, чтобы купить жилье даже в плохо обеспеченном инфраструктурой жилом квартале. Депутат Разворотнева сообщила "Известиям", что в настоящее время уже подготовлен законопроект, направленный на развитие наемного жилья в РФ. Некоторые меры из законопроекта правительство уже поддержало. Например, АО "ДОМ.РФ" в скором времени создаст единый реестр граждан, перед которыми у государства есть обязательства по предоставлению жилья, и реестр помещений социального фонда.
В самом Минстрое свою позицию не высказали, однако в Общественном совете при Минстрое полностью поддержали предложение по активизации строительства наемного жилья социального использования.
— В России минимум 50% семей не имеют доступа на рынок ипотеки, для них обслуживание кредита даже с нулевой процентной ставкой обременительно (например, при среднем платеже 30 тыс. рублей в месяц по ипотеке у средней семьи остается два-три прожиточных минимума), — говорит Татьяна Полиди. — Доступное жилье для таких семей — это 10–15 тыс. рублей в месяц, включая оплату ЖКУ. Задача — создать вид доступного жилья, которое предоставляется семьями с невысокими (но выше, чем у малоимущих) доходами не бесплатно, но ниже рыночной ставки, на условиях долгосрочного легального найма.
Такие проекты, по ее мнению, могут реализовываться государством, муниципалитетами, созданными ими специализированными организациями, крупными предприятиями — работодателями (для сотрудников), университетами (для сотрудников и студентов). Правда, для развития этого сегмента потребуется ипотека для наймодателей под залог всех помещений в наемном доме, подчеркивает эксперт. Ведь сегодня на рынке ипотеки просто нет такого продукта — ни у одного ведущего банка.