Владимир Путин поручил разработать сеть маршрутов по путям Единой глубоководной системы
В России появится сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям. Такое поручение дал президент Владимир Путин правительству. Окончательно создать такую сеть маршрутов должны до 2035 года, но проработать основные вопросы ответственным министерствам предстоит к декабрю 2023-го. Между тем пассажирский транспорт уже возвращается на водные пути в городах и регионах страны: в Москве появились электросуда, на воду снова вышли "Метеоры", которые связывают разные города Поволжья. Какой потенциал у речного пассажирского транспорта — в материале "Известий".
В чем суть поручения
Поручение опубликовано на сайте Кремля. "Правительству Российской Федерации при участии высших должностных лиц заинтересованных субъектов РФ разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации на период до 2035 года, определив основные пункты для посадки (высадки) пассажиров, ежегодные объемы таких перевозок, необходимое количество и типы судов", — говорится в тексте поручения.
Срок исполнения поручения — до 1 декабря 2023 года. Средства на развитие водных маршрутов пойдут в том числе из Фонда национального благосостояния — за его счет профинансируют программы льготного лизинга гражданских водных судов.
Единая глубоководная система европейской части России, по которой проложат маршруты, — это система внутренних водных путей общей протяженностью 6,5 тыс. км. Она соединяет Белое, Балтийское, Каспийское, Азовское моря, Онежское и Ладожское озера, реки Волгу, Москву, Каму, Дон.
Поручения даны после совещания по вопросам развития речного судоходства, которое провел в июне президент Владимир Путин в Москве после запуска регулярных рейсов речного транспорта в столице. Напомним, с 20 июня в Москве курсируют по реке электрические суда отечественного производства — не прогулочные, а именно в качестве общественного транспорта. Открыт пока один маршрут "Киевский" – "Сердце столицы" (ЖК в Шелепихе). Стоимость такого транспорта — 150 рублей, по выходным — 300 рублей.
Президент на совещании подчеркнул, что это сложные и дорогостоящие проекты, реализация потребует государственно-частного партнерства и обновления речного флота. Уже есть перспективный план строительства около 1 тыс. гражданских судов до 2035 года, но программу Владимир Путин предложил расширить — и по количеству судов, и по объему финансирования.
Что поможет возродить речной транспорт
Резидент экспертного клуба ЦСР, заместитель генерального директора компании MLP Глеб Белавин отмечает, что государство должно создать условия для прихода в эту сферу частных компаний и ГЧП. Зампред Общественного совета при Минтрансе России, председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов указывает на необходимость формирования комплексной программы для обустройства причальных стенок, проведения дноуглубительных работ. Также важно учесть задачи регионов с учетом климатических особенностей.
— В регионах возможно применение механизмов государственного субсидирования, как в случае с пригородным железнодорожным сообщением, где существуют механизмы льготного тарифа на транспортную инфраструктуру для региональных перевозчиков, — говорит Дмитрий Агафонов.
Все эксперты подчеркивают необходимость комплексного подхода к вопросу развития речного транспорта. Вице-президент фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди в пример приводит экспертный проект в Петербурге, который не был воплощен в жизнь, но демонстрирует интеграцию инфраструктуры железной дороги, метрополитена и реки: при условии строительства нового терминала Московского вокзала для высокоскоростной магистрали можно было бы объединить этот транспортный узел с Витебским вокзалом по Обводному каналу.
— Хороших эффектов было бы много: сокращение времени в пути, оживление набережной Обводного канала и Витебского вокзала и т. д. Это яркий пример, когда можно не просто соединить две точки, а провести ревитализацию определенной части города, которая никак сейчас не используется, — рассказала она "Известиям".
Ведущий эксперт Центра транспортного моделирования Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Борисов подчеркивает, что важна именно совокупность мероприятий по улучшению инфраструктуры, в том числе рекреационной, не относящейся непосредственно к речному транспорту. В той же Москве, говорит он, не просто запустили маршруты: отремонтированы набережные, созданы причалы, разработаны суда.
— Это лишь отчасти транспортная история, — говорит он. — Да, удобно доехать от "Сердца столицы" до Киевского вокзала на речном транспорте, но это всё равно в первую очередь ориентация на комфорт. Я не думаю, что там будет много пассажиров, но спрос дополнится за счет туристов.
Андрей Борисов полагает, что речная транспортная пассажирская сеть не станет такой же полноценной, как железнодорожная или автомобильная. Однако в совокупности с рядом других мероприятий это действительно позволит вновь вернуть популярность водного транспорта.