Вы здесь

Самокатный полк. Н. Б. Косарева о необходимости введения правил движения

Дата публикации: 30.08.2023

В России ищут способы регулирования рынка СИМ

Тема запретов для водителей электросамокатов снова оказалась на пике популярности после того, как МВД обнародовало статистику аварийности с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). Самокаты на дорогах раздражают многих горожан. Предложения об ограничениях поступают со всех сторон, но разумная середина пока не найдена.

Без тормозов

Научный центр безопасности дорожного движения МВД России опубликовал обзор дорожно-транспортной аварийности в РФ, включив в него главу про ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. За шесть месяцев 2023 года было зарегистрировано 1043 аварии с участием СИМ, в результате которых получили ранения 1082 человека, в числе которых 432 ребенка, погибли 12 человек, в том числе один несовершеннолетний.

Наибольшее количество ДТП зарегистрировано в Москве (238), с большим отставанием в топ-5 вошли Пермский край (68), Омская (63) и Тюменская (66) области, а также Санкт-Петербург (64).

Куда самокатится рынок

Число владельцев и пользователей СИМ растет с нарастающей скоростью. По данным "МегаФон", с началом сезона-2023 спрос на аренду электросамокатов в крупных городах вырос в 2,5 раза. Активнее всего сервисы кикшеринга работают в ЦФО, где их аудитория увеличилась в три раза, в СЗО и Приволжском округах (увеличение аудитории вдвое). Наиболее популярны сервисы аренды СИМ в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В основном пользователи электросамокатов – это люди в возрасте от 25 до 35 лет, их доля составляет 47%. Вместе с тем стало значительно больше самокатчиков старше 50 лет.

Закрутить гайки

Возросшее количество электросамокатов на улицах городов раздражает многих: водителей, пешеходов, велосипедистов, собачников и родителей с маленькими детьми. Со всех сторон звучат предложения ужесточить правила. Так, депутаты "Единой России" предложили ограничить скорость СИМ до 15 км/ч, запретить проезд по пешеходным улицам, а также отобрать их у несовершеннолетних водителей. Инициативу поддержал глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.

Также в Госдуме предлагали обязать владельцев ставить свои электросамокаты на учет и получать на них номера, а ответственность за нарушение ПДД ужесточить вплоть до пожизненного запрета. В МВД России правила использования электросамокатов внесли в теоретический экзамен на права. Ужесточить правила и санкции для владельцев электросамокатов обещает также Минтранс, а Центробанк не исключает введения для них аналога ОСАГО.

ПДД для СИМ

Напомним, правительство РФ недавно внесло изменения в правила дорожного движения, приравняв СИМ к транспортным средствам. К таким средствам передвижения относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, моноколеса и аналогичные устройства.

Закон ограничил их скорость 25 км/ч, запретил двигаться по автомагистралям (даже по обочине), а на тротуаре обязал отдавать преимущество пешеходам (если СИМ создает помехи, водитель должен спешиться или замедлиться до скорости движения пешеходов).

При выезде из жилой зоны СИМ обязаны уступать всем другим участникам движения. При езде по проезжей части СИМ должны следовать по ходу движения транспортных средств в один ряд, обгонять или объезжать другое транспортное средство слева нельзя.

"Проблема требует немедленного решения"

Президент фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева поддерживает необходимость ужесточения правил движения электросамокатов (движение только по специально выделенным велодорожкам, обязательное соблюдение ПДД, ограничение скорости) и введение штрафов за их нарушение.

Многие из таких правил уже введены и продолжают активно обсуждаться, отмечает она. В каждой стране ищут свои пути решения этой новой для городов проблемы. "Я не думаю, что, например, москвичи поддержали бы полный запрет электроскутеров, как парижане (хотя в Париже на самокатах, как и на велосипедах, ездят только по специально выделенным дорожкам), но наведение порядка в этой части поддержали бы точно", – убеждена эксперт.

С другой стороны, отмечает она, чтобы правила не стали запретительными, необходимы усилия городских властей и операторов проката для создания необходимой инфраструктуры.

Контролируем, изучаем, развиваем

Сейчас движение самокатов по городу достаточно хаотично, признает директор по развитию компании "STEP. Транспортные решения" Алексей Смирнов. Никто не соблюдает ПДД. Если это личные самокаты, они превышают предельно допустимые 25 км/ч, поэтому конфликтные ситуации на дороге возникают очень часто: либо самокатчики налетают на пешеходов, либо влетают друг в друга, попадают в ДТП. Нужно, чтобы городские власти подошли к вопросу развития микромобильности и аренды СИМ системно. Необходимо упорядочить процесс, установить рамки и контролировать исполнение правил.

 

Статья целиком на сайте "Профиль" от 25 августа

Фото "Профиль"/ Донат Сорокин/ ТАСС

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть