Задолженность россиян за жилищно-коммунальные услуги составляет около 1 трлн рублей. При среднем размере долга в 150 тыс. рублей речь идёт о более чем 6,5 млн домохозяйств
В пылу борьбы с неплательщиками разного уровня функционеры с завидной регулярностью выдвигают идею деприватизировать жильё должников. Эксперты убеждены в том, что проблему неплатежей эта мера не решит, а вот угрозу общественной стабильности создать может.
22 января в газете "Аргументы и факты" было опубликовано интервью с председателем комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андреем Широковым, в котором он заявил, что "возможно, приватизация жилья была одной из самых больших ошибок 90-х", "она породила огромный класс “нищих собственников”" и "по-хорошему при нашем уровне развития экономики 60 процентов населения должны были бы жить в арендном жилье, а не в собственных квартирах". Глава комитета предложил деприватизировать часть квартир "на добровольной основе, за счёт экономических стимулов".
Приватизация жилых помещений в России началась в 1991 году после выхода закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". К сегодняшнему дню, по оценке генерального директора фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова, приватизировано 34–35 млн жилых единиц. Около половины – 17,3 млн – было приватизировано в 1990-х годах и примерно столько же с 1 января 2000 года.
– То есть интенсивность процессов в 1990-х годах была несопоставима с последующим и тем более текущим периодами. В последние годы приватизируется около 100 тысяч квартир в год. В 2020-м – 81 тысяча, в 2021-м – 102 тысячи, в 2022-м – 113 тысяч. В 1990-х в год в среднем приватизировалось 1,5 миллиона жилых помещений, – сообщает он "Октагону". По словам эксперта, в настоящее время осталось около 5 процентов неприватизированного жилищного фонда.
Расхождение в статистических данных может объясняться тем, что часть приватизированных помещений уже не существует по причине бедствий, перевода в аварийный фонд, сноса и тому подобного. Одновременно с этим фонд пополняется вновь вводимым жильём, которое предоставляется по договору социального найма и, как правило, в достаточно короткие сроки приватизируется.
Для приватизации характерна региональная специфика. Например, в Южном федеральном округе, Центральном Черноземье, на юге Сибири практически все квартиры в городах приватизированы. На севере, в Москве и Санкт-Петербурге приватизация, как говорит Александр Пузанов, идёт медленнее:
– Во-первых, на север многие приезжают на недолгий период для заработка. Таким людям особо не нужна эта собственность, к тому же её сложно там продать. Во-вторых, с учётом того, про по закону бесплатно приватизировать жильё можно раз в жизни, их останавливала возможность получить большее жильё по договору соцнайма и потом уже его приватизировать.
Президент Ассоциации компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН), Никита Чулочников уточняет, что за девять месяцев 2022 года около 10 тысяч москвичей приватизировали своё жильё. По заявлению властей, в городе осталось около 5 процентов неприватизированной жилой недвижимости.
Несмотря на то что доля приватизированных жилых помещений растёт, процесс отказа от собственного жилья также существует. По подсчётам Александра Пузанова, 5–10 процентов от того, что приватизируется каждый год, подвергается процедуре деприватизации. Также некоторые граждане сохраняют за собой право не приватизировать жильё, в котором они проживают, стремясь к экономии.
– Не приватизируют жильё чаще всего самые малообеспеченные – те, кто категорически не хочет брать на себя бремя расходов на содержание жилья (оплата содержания помещения и капремонта) и внутриквартирный ремонт, в первую очередь ставший дорогим ремонт инженерных систем, – поясняет Никита Чулочников.
По его убеждению, это связано, в частности, с тем, что за последние 20 лет внутриквартирные инженерные системы многократно усложнились, появились новые материалы и технологии, однако пока не сложилась практика составления строительной технической документации проведённых сложных внутриквартирных ремонтных работ.
Однако, решив добровольно отказаться от квартиры и отдать её государству, владельцы сталкиваются с рядом существенных сложностей. Получается, что деприватизация, которую некоторые чиновники представляют как своего рода панацею, не такой уж простой процесс.
– Существующие требования государства для деприватизации квартиры (не должно быть обременений и задолженности за ЖКУ, в жилое помещение после его приватизации не должны быть вселены в установленном порядке другие люди, запрещена перепланировка, никто из собственников жилого помещения не выбыл, в том числе по причине смерти, и другие аспекты) сильно ограничивают возможности собственника для возвращения своего, приватизированного много лет назад жилья государству с последующим проживанием в нём уже на условиях социального найма, – объясняет президент АКОН.