Вы здесь

Плановое торможение: крайний срок замены лифтов решили отодвинуть. И. В. Генцлер о возможных путях модернизации

Дата публикации: 05.03.2024

Подъемники старше 25 лет не выведут из эксплуатации в следующем году

На заседании общественного совета при Министерстве строительства РФ заявили, что в России подлежат замене более 78 тыс. лифтов в жилом фонде. В 2025 году, согласно действующей программе, их необходимо либо заменить, либо вывести из эксплуатации. Однако завершить обновление оборудования к этому сроку не удастся, поэтому Минстрой предлагает продлить программу до 2027-го или 2030 года.

Когда старые лифты выведут из эксплуатации

Замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько заявил, что сейчас в России эксплуатируются 545 тыс. лифтов, из них замене подлежат 78,4 тыс., сообщает ТАСС. Согласно техрегламенту Таможенного союза, до 15 февраля 2025 года в стране должны заменить все лифты, у которых истек срок эксплуатации в 25 лет. После этого все старые подъемники должны быть выведены из строя. Однако справиться с задачей к этому сроку невозможно, констатировал представитель министерства.

"К 2025 году лифты мы не заменим, — подтвердил глава общественного совета при Минстрое Сергей Степашин. — Это очевидно, и надо прямо и честно сказать нашему правительству. Программу надо сдвигать, как говорит наш президент, вправо, но не безгранично, что называется".

Алексей Ересько подтвердил, что ослабление нормативов уже предложено министерством, документ находится на рассмотрении в аппарате правительства.

"Написали предложение до 2030 года, но посмотрим, как это будет оценено, какая будет возможность. Минимальный, конечно, срок, который бы хотелось продлить, это 2027 год", — сказал он.

По словам заместителя министра, в среднем в год происходит замена примерно 15 тыс. лифтов. В 2022 году это число снизилось до 9,8 тыс., однако в 2023-м удалось статистику подправить — тогда поменяли более 16 тыс. лифтов.

Как сейчас меняют лифты

Пресс-служба ППК "Фонд развития территорий" сообщила "Известиям", что сейчас устаревшие лифты в регионах меняют преимущественно в рамках региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов граждан.

— В отдельных субъектах России финансирование на решение этой задачи выделяется из средств региональных бюджетов, — рассказали в фонде. — При этом не все лифты включены в программы капитального ремонта: 545 тыс. из 578 тыс. Порядка 57 тыс. лифтов уже находятся за порогом предельного срока эксплуатации.

Исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Сергей Сохранов указывает, что даже с нынешней высокой динамикой замены лифтов потребуется еще более 15 лет, чтобы наверстать отставание в программе.

Директор направления "Городское хозяйство" Института экономики города Ирина Генцлер поясняет, что многоквартирные дома, которые собирают деньги на капремонт в "общий котел", могут рассчитывать на более быстрое решение проблемы с лифтами: денег у региональных операторов сконцентрировано много, есть возможность получения бюджетной поддержки, есть различные механизмы для финансового обеспечения этих затратных работ. А вот в отношении домов со спецсчетами за 10 лет никаких механизмов не придумано, подчеркивает собеседница "Известий".

Должен ли бюджет вкладываться в лифты

Одна из главных проблем — слишком небольшие взносы на капремонт.

— Эксперты посчитали, что если взнос на капитальный ремонт в многоквартирном доме меньше, чем 12 рублей за квадратный метр, лифт поменять невозможно, — сказал Сергей Сохранов "Известиям". — И речь только о замене лифтов, а ведь в МКД есть и обязательный перечень других работ. При этом в большинстве субъектов РФ взнос, к сожалению, до сих пор меньше, чем 12 рублей: и 8, и 9 рублей. В Санкт-Петербурге — 12 рублей, но начинали они со взносов по 2 рубля с квадратного метра — и были не в состоянии сформировать необходимый объем денежных средств.

Ирина Генцлер подчеркивает, что обязательно нужно дать доступ собственникам домов, которые собирают деньги на спецсчета, к кредитам.

— Нужно вносить изменения в Жилищный кодекс, — говорит она. — Требуется определить, кто в этом случае выступает заемщиком: не управляющая организация, а собственники помещений, которые получают обязательства по кредиту в доле, пропорциональной доле в праве собственности на общее имущество. Пока банки не понимают, кому бы они могли дать этот кредит.

Еще один вариант, предложенный Ириной Генцлер, — работа с накопленными на спецсчетах деньгами. Сейчас они не расходуются на капитальный ремонт, а остаются, по сути, в произвольном пользовании банков. Эксперт предлагает идентифицировать эти накопления, чтобы они выдавались только на кредиты под капитальный ремонт под небольшой процент. Бюджет при этом не тратит денег на субсидирование этих кредитов, потому что деньги и так "окрашенные".

Петр Харламов замечает, что надеяться на софинансирование от правительства РФ сложно, поэтому лифтовое сообщество предлагает несколько мер: оптимизацию налогов — например, обнуление НДС для производителей, — а также ускоренную замену лифтов с рассрочкой платежа, в том числе на спецсчетах. Ирина Генцлер замечает, что рассрочка в этой ситуации, по сути, является коммерческим кредитом, потому что производители лифта вынуждены будут увеличить стоимость лифтов. Но это один из механизмов в отсутствие нормального банковского кредитования.

 

Статья целиком на сайте "Известия" от 3 марта

Фото Александр Казаков/ "Известия"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть