Вы здесь

Надежда Косарева: "Я на своем месте, в сфере, где могу приносить пользу и по мере сил менять жизнь в стране к лучшему"

Дата публикации: 09.09.2024

Начало 70-х годов прошлого века. Надежда Косарева оканчивает специализированную испанскую школу и мечтает о поступлении на филфак МГУ

Могла ли она тогда подумать, что совсем скоро свяжет свою жизнь с экономикой и жилищным строительством? А между тем этот выбор сама Надежда Борисовна, президент Фонда "Институт экономики города" и руководитель комиссии в сфере жилищной политики Общественного совета при Минстрое России, до сих пор считает одним из самых правильных в своей жизни.

— Так сложилось, что в университет я поступила не сразу после окончания школы. Пошла работать, а через год поступила, но не на филфак МГУ, как мечтала, а на экономический факультет. После завершения учебы окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию на тему, связанную с жилищной сферой. С этого момента жилищное строительство плотно вошло в мою жизнь. После защиты диссертации я работала в нескольких академических институтах, где исключительная и высокопрофессиональная научная среда помогала мне изучать эту тему. Но вот настали 90-е — время тотальных перемен в экономике. Моя работа в академических институтах до этого была скорее научной, а тут кругом такие реальные перемены в жизни… Мне тоже хотелось быть частью создания новой рыночной экономики, и вскоре возможность для этого представилась. В то время реализовывалась межправительственная программа между Россией и США. Она охватывала разные направления, в том числе жилищную сферу. В Москве работали специалисты некоммерческой американской экспертной организации Urban Institute. Они давали консультации и рассказывали о том, как управлять многоквартирными домами, создавать систему ипотечного кредитования, отвечали на прочие вопросы в жилищном секторе. Однако зарубежный опыт нужно было адаптировать к российским реалиям, а потому к работе были привлечены несколько российских экспертов, в том числе и я. Это был очень интересный период! За несколько лет я глубоко изучила международный опыт в жилищной сфере, ознакомилась с зарубежными научными исследованиями в сфере урбанистики. А потом полученные знания захотелось использовать на благо российских городов, и поэтому в 1995 году я и еще пятеро моих коллег, работавших экспертами на этой программе, решили создать собственную аналитическую организацию, которую я возглавляю до сих пор. Мы назвали ее фондом «Институт экономики города», и именно этот момент стал одним из поворотных пунктов в моей карьере. В разные годы фокус нашей работы немного сдвигался, но с самого начала мы занимались вопросами городской экономики, включая жилищное строительство, ипотечное кредитование, жилищно-коммунальное хозяйство, а также градостроительства и местного самоуправления. Со стремлением реализовать эту миссию связаны самые яркие и значимые моменты деятельности «Института экономики города» и моей карьеры. Один из них пришелся на 2003–2004 годы. Тогда еще не было нацпроектов, и администрация президента только готовилась внедрить этот инструмент. Но предварительно нужно было создать законодательную базу для повышения доступности жилья, в том числе для развития жилищного строительства и ипотечного кредитования. Тогда были подготовлены и приняты два новых базовых кодекса — Жилищный и Градостроительный, был принят первый вариант 214-ФЗ и еще 23 закона. В Госдуме даже шутили, что суммарное количество их страниц достойно Книги рекордов Гиннесса. Да, это была очень серьезная работа, и фонд принимал в ней активное участие. Еще одна важная веха — это создание системы ипотечного жилищного кредитования. Еще в 1992 году американские консультанты организовывали обучение этой теме. Но в тот период для нашей страны из-за огромной инфляции ипотека воспринималась как слово, обозначающее что-то несбыточное. Когда мы начинали эту работу, знакомились с опытом зарубежных стран, проводили обучающие семинары для банков, многие над нами смеялись, а теперь, спустя 30 лет, ипотека стала одним из главных инструментов жилищной политики. Также можно вспомнить наше участие в развитии закона о долевом строительстве. Первый вариант 214-ФЗ, принятый в 2004 году, навел только самый общий порядок в этой сфере, но не устранил все проблемы. В 2016 году началась большая работа по совершенствованию закона, и я как эксперт предложила ввести инструмент эскроу-счетов. Тогда мое предложение шло в качестве альтернативы традиционному порядку, а спустя некоторое время этот инструмент был принят как единственный. Все эти моменты для меня много значат, они подтверждают, что я на своем месте, в той сфере, где могу приносить пользу и по мере сил и возможностей менять жизнь в стране к лучшему. Да, оборачиваясь назад, понимаю, что мое поступление на экономический факультет и дальнейший выбор экспертизы в жилищной сфере оказались совсем неслучайными. И я этому рада.

 

"Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура" от 4 сентября

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть