Вы здесь

В рамках XVI ежегодной конференции "Сабуровские чтения" в ИЭГ состоялся круглый стол "Пространственное развитие Российской Федерации: приоритеты и вызовы"

Дата публикации: 04.03.2025

Мероприятие было подготовлено Институтом экономики города совместно с Ассоциацией независимых центров экономического анализа и посвящено обсуждению новой Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года (Стратегия-2030), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 года № 4146-р

Запись круглого стола доступна на YouTube канале ИЭГ

Открывая заседание, президент Фонда "Институт экономики города" Н. Б Косарева подчеркнула роль Е. Ф. Сабурова в становлении Института и его интерес к вопросам пространственного развития и представила генерального директора Института А. С. Пузанова в качестве сомодератора круглого стола.

Выступление заместителя директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН по научной работе О. В. Кузнецовой содержало обзор основных новаций Стратегии-2030 по сравнению с предыдущей Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. В выступлении были отмечены некоторые проблемы содержания стратегии и возможные направления решения этих проблем. В частности, указано на противоречивость целеполагания стратегии: предполагается, с одной стороны, создание условий для обеспечения устойчивости системы расселения и прекращения оттока населения из ряда регионов, с другой стороны – стимулирование трудовой мобильности с учетом кадровых потребностей территорий. Также отмечена недостаточная проработанность вопросов горизонтального (межрегионального и межмуниципального) взаимодействия. Вместе с тем, была выражена надежда, что недостатки Стратегии-2030 будут преодолены в ходе разработки Плана реализации стратегии и последующей актуализации самой стратегии на период до 2036 года.

Генеральный директор Фонда "Институт экономики города" А. С. Пузанов обратил внимание на противоречивость положения городских агломераций в Стратегии-2030: они одновременно указаны там в качестве и самостоятельного типа опорных населенных пунктов (ОНП) и ОНП разных типов на территории городской агломерации – ядра агломераций, прочие крупные центры, "новые точки роста" и т. п. В целом, по мнению А. С. Пузанова, в отношении городских агломераций стратегия пространственного развития сформулирована недостаточно четко – большинство выделенных приоритетов и направлений развития агломераций не специфичны и могут быть распространены и на другие территориальные системы, а актуальные проблемы развития крупнейших агломераций (слабо проявляющиеся агломерационные эффекты, консервативная экономическая структура, угроза депопуляции части агломераций в перспективе) не получили в Стратегии-2030 внятных инструментов решения.

Более подробно на проблеме классификации ОНП в Стратегии-2030 остановился в своем выступлении заведующий кафедрой территориального развития им. В. Л. Глазычева РАНХиГС Д. П. Соснин. По его мнению, утвержденный перечень ОНП эклектичен и требует упорядочения, а сама концепция опорного населенного пункта (включая критерии отнесения к таковым) – серьезной доработки.

Директор АНО "Институт реформирования общественных финансов" В. В. Климанов отметил положительные стороны Стратегии-2030 и вместе с тем указал на почти полное отсутствие в Стратегии-2030 финансовых механизмов ее реализации. Профессор географического факультета МГУ Н. В. Зубаревич предположила, что реализация заявленных целей и приоритетов Стратегии-2030 будет сталкиваться с серьезными проблемами.

Недостаточность представленных механизмов реализации Стратегии-2030 была подчеркнута также в выступлении президента Фонда "Институт экономики города" Н. Б. Косаревой.

Заместитель декана экономического факультета МГУ О. В. Буклемишев акцентировал внимание на таких проблемных вопросах Стратегии-2030, как нереалистичность многих целевых показателей пространственного развития, неопределенность статуса регионов, оказавшихся в новых геополитических условиях под угрозой утраты сложившейся экономической специализации, недостаточность реакции на новые технологические вызовы.

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и местному самоуправлению И. В. Бабичев указал на недостаточную связь обсуждаемого документа с вопросами территориальной организации местного самоуправления.

Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Свердловской области А. М. Чернецкий отметил, что развитие агломераций исключительно в рамках добровольного межмуниципального сотрудничества имеет свои пределы и не отличается устойчивостью; в перспективе нужно думать о формировании новых институтов развития городских агломераций.

В целом большинство участников круглого стола согласились, что обсуждаемая Стратегия-2030 – документ более "зрелый" и логически внятный по сравнению со Стратегией-2025, но вместе с тем не свободный от противоречий и нуждающийся в конкретизации по многим пунктам. Также, по общему мнению собравшихся, недоработки Стратегии-2030, а также итоги реализации Стратегии-2025, должны быть детально проанализированы экспертным сообществом и учтены при подготовке предложений по разработке Стратегии пространственного развития Российской Федерации на следующий период.

 

О. В. Кузнецова "Стратегия пространственного развития России-2030: новации и перспективные направления исследований"

А. С. Пузанов "Актуальные вопросы развития городских агломераций в контексте Стратегии пространственного развития Российской Федерации"

Д. П. Соснин "К вопросу о классификации опорных населенных пунктов в Едином перечне ОНП РФ"

 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть