"Стандартное "далёко", не будь ко мне жестоко..."
В 8 и 9 номере журнала мы начали рассказывать о недавней инициативе Минстроя России и ППК "Фонд развития территорий": вместо основных постановлений Правительства РФ (а именно №№ 290, 491, 416), а также "бессмертного" 170-го постановления Госстроя России - принять "триаду" стандартов: отдельно по управлению, отдельно по содержанию и отдельно по текущему ремонту МКД. С целью "совершенствования системы управления многоквартирными домами". Как это следует из названия Концепции, подготовленной ФРТ во исполнение профильного законопроекта - с тем, чтобы "заложить" в качестве "краеугольного камня" в основание "нового порядка" управления жилищным фондом страны.
Редакция журнала "ЖКХэксперт: экономика и право" попросила экспертов высказаться об этой инициативе, обратив внимание на три вопроса.
Вопрос №1 был о причинах появления инициативы, вопрос №2 – о том, почему нельзя просто актуализировать работающие постановления, а надо непременно заменить их "триадой" стандартов, вопрос №3 - о последствиях внедрения положений Концепции для коммерческого и некоммерческих способов управления МКД.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию экспертное мнение Татьяны Борисовны Лыковой, главного специалиста Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города".
Законопроект о наделении федеральных органов государственной власти в области жилищных отношений полномочием по определению стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами является ответом на поручение Президента РФ, данное 15 апреля текущего года Правительству и Государственной Думе РФ - обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих стандартизацию работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирных домах. В свою очередь, данное поручение Президента РФ направлено на реализацию "Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года", которой предусмотрено внедрение единых стандартов деятельности по управлению многоквартирными домами и их обслуживанию.
Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (как и ранее - Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании") рассматривает стандарты как документы для добровольного и многократного применения. Однако органы власти сейчас видят потребность в установлении обязательных стандартов в сфере управления и содержания МКД, а полномочиями принимать обязательные для применения документы обладает Правительство РФ. Отсюда вытекает и внесение изменений в законодательство, чтобы дать Правительству соответствующее поручение.
Требования к обеспечению надлежащего содержания (надлежащего состояния) многоквартирного дома содержатся в значительном числе федеральных законов и других нормативных правовых актов. Требования жилищного законодательства в отношении услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, в отличие от законодательства о градостроительной деятельности и о техническом регулировании, сконцентрированы, в основном, не на минимально необходимых – для безопасного проживания в доме – показателях технического состояния конструкций и инженерно-технических систем многоквартирного дома, а на перечне действий, которые должны выполняться. При этом утвержденный Правительством РФ минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, не устранил практические проблемы по формированию индивидуального в отношении конкретного многоквартирного дома перечня необходимых услуг и работ.

