Вы здесь

Эксперты считают, что повысить привлекательность городов помогут новые смыслы. А. С. Пузанов о населении мегаполисов

Дата публикации: 22.12.2025

Фантастические фильмы рисуют совершенно невероятные картины мегаполисов будущего — от многоуровневого городского пространства с летающими такси, цифровой и роботизированной сферами услуг до малонаселенных пространств с заброшенными опустевшими постройками-небоскребами

Но насколько вероятны подобные сценарии развития городов? В рамках недавно прошедшей форсайт-сессии "Города России через 50 лет" эксперты-урбанисты и архитекторы обсудили перспективы пространственного развития и факторы, влияющие на этот процесс.

Стремление вверх

Прежде всего сегодня неизбежным видится увеличение объемов высотного строительства в городах. Так, по данным Единого ресурса застройщиков, в 2025 году средняя высота московской новостройки превысила 31 этаж — это выводит столицу России в абсолютные лидеры по показателям высотного строительства в стране.

Обратный вектор

Другим направлением развития мегаполисов эксперты считают активное освоение подземных пространств. Действительно, в условиях жестких ограничений на застройку исторических центров и растущего спроса на инфраструктуру подземные пространства становятся не просто резервом, а стратегическим ресурсом устойчивого развития.

Движение — жизнь

Одним из важнейших факторов, определяющих жизнь человека в будущем, становится фактор его мобильности и доступности тех или иных объектов. Безусловно, многие сервисы уйдут в цифровой формат и необходимость в большом количестве мелких поездок просто отпадет. Но самим сервисам доставки потребуется инновационная инфраструктура.

Продолжая тему инноваций, генеральный директор Шэньчжэньского Института планирования и проектирования городского транспорта (STUPC) Ян Шуай отметил, что в Китае уже сегодня технологии органично интегрированы в транспортные системы и играют важнейшую роль в их функционировании.

При этом, по мнению директора Центра исследований "Умный город" НИУ ВШЭ Константина Трофименко, транспорт будущего — это не технологии ради технологий, а повод перестроить город под человека: "Инфраструктурные решения, закладываемые сегодня, будут работать десятилетиями. Если сейчас не предусмотреть в нормативах и мастер-планах резервы под цифровые коммуникации, зарядные станции, зоны посадки для автономного транспорта или подземные логистические коридоры, завтра город окажется технологически устаревшим, и его придется реконструировать с огромными издержками и неудобствами", — отметил он.

А будут ли города?

На фоне развернувшейся дискуссии неожиданно прозвучал вопрос, касающийся самой логики пространственного развития страны. По мнению ряда экспертов, вместе со структурой экономики, а также поколенческими предпочтениями молодежи изменится и характер расселения людей. То есть если сегодня "магнитами" для привлечения трудовых ресурсов и инвестиций служат большие города с плотной застройкой, то в будущем вектор может измениться.

Несмотря на то, что теория о дезурбанизации не нова, сегодня она получила новый импульс в виде тотальной цифровизации — как экономической жизни целых отраслей, так и повседневной жизни людей. "Во-первых, получит развитие удаленный формат заработка. Во-вторых, мы считаем, что изменится вообще сама структура занятости, появятся новые профессии или исчезнут существующие сегодня", — пояснил сооснователь архбюро Megabudka Артём Укропов.

В связи с этим из преимуществ у городов остается лишь социально-событийная составляющая. "Вопрос развития городов будущего не градостроительный, а социально-административный. Властям предстоит создавать смыслы: человек должен понимать, зачем ему жить в городе. Люди останутся, только если город станет местом незаменимого опыта и впечатлений. Если город не сможет дать то, чего не купить онлайн — он проиграет "битву за человека", — пояснил директор Центра исследований экономики культуры и креативных индустрий МГУ Сергей Капков.

И, наконец, еще одним фактором риска выступают медицинские и экологические угрозы. По мнению Артёма Укропова, в ближайшие полвека население мегаполисов начнет массово переезжать в небольшие населенные пункты из-за угроз экологического и медицинского характера. "У нас есть опыт пережитой пандемии, но в ближайшие полвека угрозы экологического и медицинского характера усугубятся. Мы прогнозируем, что это запустит тренд на переезд в малые города", — отметил он.

Надо признать, отчасти эти тренды уже получают подтверждение. Как следует из данных генерального директора Фонда "Институт экономики города" Александра Пузанова, из шестнадцати российских городов-миллионников население растет только в Москве и Краснодаре. "Исследования последних лет показывают, что поведение жителей больших и малых городов России меняется: например, затормозился переток между городами разных масштабов и классов. В то же время, в 154 из 800 малых городов страны население в последние годы не только не сократилось, но даже выросло", — рассказал Александр Пузанов.

 

Статья целиком на сайте "Строительная газета" от 14 декабря

Фото Freepik

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть