Заказчик: Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет – Высшая школа экономики".
За последние годы было выполнено и опубликовано несколько исследований, в разной степени затрагивающих проблематику административных барьеров в строительстве. Изучение их результатов позволяет сформировать общее понимание положение дел в этом секторе в России, в частности – в секторе жилищного строительства, а так же оценить динамику за последние годы. Однако до сих пор не было осуществлено ни одного исследования, в рамках которого были бы детально разобраны отдельные административные барьеры, проанализирована их сущность и причины возникновения, и на основании изучения зарубежной практики предложены меры по развитию институтов регулирования в направлении ликвидации избыточных административных барьеров.
Данное исследование проводится в рамках масштабного проекта Высшей школы экономики по изучению структурных изменений в экономике России. Целью исследования является глубокое изучение феномена административных барьеров в строительном секторе на примере жилищного строительства. В результате исследования планируется выявить причины и источники возникновения избыточных административных барьеров в жилищном строительстве, предложить возможные направления их снижения, в том числе с учетом лучшего международного опыта, а также сформировать систему показателей оценки административных барьеров в жилищном строительстве.
За более чем 15 лет реформирования строительного рынка было внесено огромное количество изменений в законодательство. Однако, несмотря на все проведенные преобразования, в сфере строительства пока еще не сформирована среда, которая способствовала бы формированию конкурентных и эффективных локальных рынков. Ключевой причиной такого положения вещей являются множественные избыточные административные барьеры, под которыми принято понимать процедуры, предполагающие взаимодействие с властями, в том числе регулирующими или контролирующими инстанциями, связанные со значительными временными и финансовыми затратами. Административные барьеры являются серьёзной проблемой для страны. Ограничивая конкуренцию и снижая эффективность инвестиционно-строительного сектора, они приводят к значительным потерям общества и государства, в том числе к ограничению роста уровня жизни населения, ухудшению делового климата в стране и целому комплексу других социально-экономических проблем.
Важно понимать, что полная ликвидация административных барьеров при реализации инвестиционно-строительных проектов невозможна. Их наличие обусловлено необходимостью контроля со стороны государства за соблюдением требований по безопасности строительства и публичных интересов при формировании застройки. При этом регулирующие и контролирующие инстанции, призванные защищать публичные интересы на рынке строительства, постоянно стремятся наращивать собственное влияние и участие в обороте рынка, зачастую необоснованно. Представители строительного бизнеса, как рациональные экономические агенты, стремятся к максимизации прибыли, что ограничивается участием регуляторов. С этим связано существование объективного конфликта интересов между регулирующими инстанциями и бизнес-участниками рынка.
Таким образом, цель государственной политики должна состоять в снижении необоснованных административных барьеров.
Снижения административных барьеров нельзя достичь полной ликвидацией регулирующих и контролирующих инстанций и пренебрежением процедурами, формализующими функционирование рынка и обеспечивающими качество строительной продукции. В основе разработки программы снижения необоснованных административных барьеров должно быть заложено понимание того, что единственный путь их преодоления – развитие институциональной среды рынка. Преобразование институтов является длительным эволюционным процессом. Примеры становления в России таких институтов, как оборот земли и градорегулирование, показывают, что первые шаги в правильном направлении еще не являются гарантиями успеха. Напротив, только верность заданному курсу, последовательность и преемственность преобразований может привести к ощутимым желаемым результатам. Промежуточное, недооформленное состояние институтов зачастую может являться дополнительным источником возникновения избыточных административных барьеров. В российской практике такой отрицательный результат чаще всего выражается в большом разрыве между закреплённым в законодательстве порядком и реальным положением вещей.