Москва делает "9 шагов" для упрощения строительства для малого бизнеса
Правительство Москвы реализует масштабную программу "От проекта до объекта за 9 шагов". Одна из важнейших особенностей программы заключается в фактическом наличии у нее четкой "целевой аудитории" – строители, работающие с низкорискованными объектами. О чем идет речь и что это значит?
Согласно Градостроительному кодексу РФ все здания и сооружения делятся на три больших группы. К первой из них относятся объекты особого регулирования - это технически сложные, уникальные или особо опасные объекты, как, например, система метрополитена. Контроль за ними осуществляют федеральные ведомства - Росглавэкспертиз и Ростехнадзор. Вторая категория включает в себя объекты обычного регулирования, как большинство многоквартирных домов, административных зданий и др. Надзор и экспертизу осуществляют муниципальные органы; в столице это Мосгосстройнадзор и Мосгосэкспертиза.
И, наконец, в третью группу и входят низкорискованные объекты, как малоэтажные (до трех этажей) постройки, склады и др. Однако именно эта категория недвижимости и наиболее востребована у компаний из сектора малого и среднего бизнеса. Чтобы упросить работу предпринимателям государство несколько лет назад вовсе отказалось от надзора за такими постройками, а теперь столичные власти намерены радикально упросить и процедуру строительства.
Именно для этого и была запущена программа "От проекта до объекта за 9 шагов", которая включает в себя несколько основных направления. Первое из них - ликвидация излишних административных процедур. Если сейчас благодаря программе инвестора от "стола с бумагами" до строительной площадки отделяет 9 шагов, то еще недавно этот путь составлял 21 шаг. Таким образом из перечня обязательных процедур исключили 12 согласований; при чем часть этих исключений коснулась не только низкорисковых, но других объектов.
Примечательно, что все шаги идут последовательно и не дублируют друг друга, проще говоря, городские власти работают с инвестором по принципу одного окна: вместо 10 различных видов экспертиз проводится одна экспертиза, а 4 вида строительного надзора объединены в единый государственный строительный надзор. Курирующий программу Стройкомплекс включен в единую систему межведомственного взаимодействия – запрещено требовать от заявителя документы, имеющиеся у другого органа власти. Документы запрашиваются напрямую через эту систему.
Подобные шаги со стороны правительства Москвы позитивно скажутся на инвестиционной активности в городе со стороны малого и среднего бизнеса, отмечает исполнительный директор фонда "Институт экономики города" Татьяна Полиди.
"Концепция упрощенного регулирования строительства низкорискованных объектов была заложена еще в Градостроительный кодекс при его принятии. Дополнительное движение по этому направлению неоднократно предпринимались правительством России, например, при принятии постановления "Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства". Однако на практике в разных городах сохраняется множество административных процедур, и далеко не все города стремятся оптимизировать этот список. Москва на таком фоне смотрится позитивным исключением: столичные власти действительно стремятся повысить прозрачность и упростить порядок прохождения процедур", - констатирует эксперт.
Вторая важная задача программы - сокращение сроков прохождения необходимых процедур. Сокращение излишних процедур позволило снизить средний срок прохождения административных вопросов до 99 дней (без учета доработки документов по вине заявителя). Таким образом, уже менее чем через четыре месяца инвестор сможет закончить "бумажную работу" и заняться своим проектом на практике.
Кроме того, ужесточены сроки проведения целых рядов экспертиз. Например, срок проведения государственной экспертизы типовой проектной документации сокращен с 50 до 30 дней, не типовой – с 50 до 45 дней. Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения можно теперь оформить не за 30, а всего лишь за 14 дней. Срок получения ордера на производство земляных работ снижен вдвое до семи дней.
"Снижение сроков согласования всех документов до 99 дней является очень амбициозной задачей. Сейчас на сбор документов и последующее внесение в них правок уходит значительно больше времени. Однако, то, что правительство города готово предложить порядок согласований всего в 9 шагов - это позитивный сигнал, который будет способствовать ускорению процесса подготовки документов к строительству" – пояснил управляющий партнер Ost Legal Владимир Липавский.
Третье направление развития программы – стимулирование электронного документооборота. Проект перевода согласований в электронный вид стартовал еще в 2013 году и сперва включал в себя лишь 7 услуг. С тех пор он вырос двое. "Сегодня Москва предоставляет 14 видов государственных услуг в области инвестиционно-строительной деятельности и 12 из них - в электронном виде. Эта мера очень серьезно придает скорость движению капитала в строительную отрасль, и, конечно же, делает процедуру получения госуслуг максимально открытой и прозрачной", - пояснил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
Растущий спрос на электронный документооборот подтверждает и статистика: если в 2013 году в электронном виде было подано только 12% от общего числа заявок, то в 2014 этот показатель составил 33%, а в 2015 году – уже 70% заявок.
Теперь застройщик может осуществить все необходимые 9 шагов в электронном виде через портал государственных услуг. Прохождение согласовательных процедур можно контролировать через специальный "Кабинет застройщика".
"В настоящее время заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", - заявлял ранее мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии Стройкомплекса.
Плюсы от такого подхода очевидны: перевод процедур в электронный формат позволяет, помимо очевидных преимуществ, получать услуги из любой точки мира, а также иметь информацию о ходе оформления документов в режиме онлайн.
В результате, в выигрыше все заинтересованные стороны. Застройщики благодаря упрощению алгоритма прохождения административных процедур смогут более эффективно планировать свой бизнес и снизить затраты на подготовительную работу.
Жители города, с одной стороны, получат возможность быстрее получать доступ к новым разнообразным объектам, ведь срок их ввода сократится, а с другой – получат новые рабочие места. По экспертным оценкам, столичный строительный сектор напрямую и косвенно обеспечивает город почти миллионом рабочих мест. При этом одно рабочее место в строительстве создает 8-9 рабочих мест в смежных отраслях.
Сама Москва благодаря новой программе сможет, не только сэкономить часть бюджетных средств на оптимизации процесса регулирования, но и значительно улучшить собственный инвестиционный климат. Индикатором того, насколько это удается фактически служит рейтинг DoingBusiness Всемирного банка. Хотя рейтинг составляется по странам, оценкам по некоторым критериям, в том числе в степени сложности "Получения разрешения на строительство", выставляется на основе показателей крупнейших городов, то есть в случаи России – на основе показателей Москвы. И здесь в последние годы Россия во много благодаря Москве совершила большой рывок: если в 2011 году Россия занимала по этому показателю 179 место, то в 2015 – уже 119. В целом по данным Всемирного банка за 5 лет благодаря принятым Правительством Москвы мэрам, в столице время прохождения административных процедур в строительной сфере сократилось в 2,5 раза.
Агентство экономической информации ПРАЙМ
Фото "Прайм"/ РИА Новости/ Михаил Мордасов