Жители тысяч российских многоквартирных домов долгие годы пытаются добиться расселения из-за угрожающего жизни и здоровью состояния зданий. Однако большинству не удается вынудить чиновников даже признать такие дома аварийными. А те, у кого это все-таки получилось, зачастую ждут переселения десятилетиями.
Официально доля аварийных домов, нуждающихся в немедленном расселении, составляет в России около 1 процента от общего жилого фонда. По оценкам экспертов, эта цифра из-за нехватки средств занижена раз в пять. Управляющие компании тянут с капитальным ремонтом там, где он необходим, а органы государственной власти — с расселением аварийного жилья...
Президент Путин поставил задачу расселить к 2017 году все жилье, признанное аварийным по состоянию на 2012 год. Однако проблему это не решит, считает эксперт в области социальной и жилищной политики, регионального и городского развития, генеральный директор Фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов.
Александр Пузанов: «Во-первых, аварийный жилищный фонд воспроизводится, появляется новый, и, во-вторых, тот фонд, который был признан аварийным по состоянию на 2012 год, это был не весь аварийный жилищный фонд. Потому что признание жилья аварийным — это административный акт, который влечет за собой обязательства. Доля аварийного жилья везде зафиксирована, официально это порядка одного процента. На самом деле в капитальном ремонте — есть такие оценки — нуждается около 40 процентов многоквартирных домов сегодня, а в немедленном сносе не менее пяти процентов. Это моя личная оценка».
В России, по мнению Александра Пузанова, выделяется достаточно денег на расселение аварийного жилья, однако расходуются они крайне неэффективно. Чиновники предпочитают застраивать окраины, что предполагает существенные дополнительные траты на возведение инфраструктуры. Притом, что население городов не растет, такую стратегию можно считать миной замедленного действия. Правильнее было бы делать ставку на реконструкцию застроенных территорий. Но сейчас это невыгодно ни местным властям, ни застройщикам.
Александр Пузанов: «Это сейчас очень сложный процесс, на который девелоперы идут с неохотой, а органы власти не очень их к этому стимулируют. Потому что с губернаторов спрашивают цифры по количеству введенных квадратных метров и ни за что другое, по большому счету. Квадратные метры нагнать проще, застраивая пригородные поля огромными многоэтажками, не думая о долгосрочных последствиях. И поэтому возник такой консенсус тех и других всячески от себя отторгать проекты по реконструкции застроенных территорий. Государство могло бы поправить законодательство, чтобы упростить достижение консенсуса всех правообладателей. Это первое. А второе — изменить мотивацию органов местного самоуправления, чтобы они наоборот всячески стимулировали застройщиков к реконструкции застроенных территорий, а не к освоению пригородных зон».
Французская новостная радиостанция RFI