Летом этого года в России заработала ГИС ЖКХ - отраслевая государственная информационная система, современная сервисная среда, призванная сделать удобнее и понятнее для граждан оплату коммунальных услуг.
Вместо сотен отдельных сайтов разнообразных ТСЖ, кооперативов и других организаций жилищно-коммунальной сферы все тарифы, суммы начисленных платежей и отметки об их исполнении должны были собираться и отражаться на едином сайте.
Но первые же месяцы пилотной эксплуатации ГИС ЖКХ выявили серьезные проблемы в ее реализации, справиться с которыми оперативно пока не удается.
Масштабы этого проекта действительно впечатляют. К настоящему моменту в рамках ГИС ЖКХ заключены соглашения с 81 субъектом Федерации, в общую сеть обмена данными интегрированы 800 информационных систем, зарегистрированы 60 тысяч различных организаций, в том числе 330 банков. Для пользователей подготовлены 50 преднастроенных форм на все случаи жизни... Однако сегодня нужно признать, что внедрение ГИС идет далеко не так хорошо, как это планировалось, и многочисленные сложности в самых разных местах серьезно затягивают полноценную работу жилищно-коммунального мегапроекта.
"Есть очень сложные проблемы во многих регионах и муниципальных образованиях с размещением информации, во многих ситуациях очень плохо дело обстоит, - рассказал в одном из интервью заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. - Я даже не удержусь, два субъекта назову, у которых совсем ужасающая ситуация, это Брянская область и Ивановская. Понимаете, это просто беда... Этим количество проблемных субъектов не ограничивается, их много".
Готовность ГИС ЖКХ оказалась настолько низкой, что хотя ее пилотный запуск, по сообщениям прессы, и произошел в начале июля, и тем не менее говорить о подключении всей страны пока не приходится. Из-за недоработок полноценное внедрение государственной информационной системы пришлось сдвинуть на 2017 год.
Из-за нестыковок с введением и прохождением финансовой информации граждане рискуют быть признанными неплательщиками по жилищно-коммунальным услугам
Усугубляет ситуацию, как считают некоторые эксперты, и множественность проблем. Например, регулярно дает сбои программная оболочка ГИС ЖКХ. Необходимая информация участников рынка платежей загружается в нее медленно и не полностью, отчего даже одинаковые, казалось бы, параметры, предоставленные разными ведомствами, плохо согласуются друг с другом. Простой вопрос обучения пользователей системы в учреждениях ЖКХ - и тот решен не полностью, в результате чего многие сотрудники, которым предстоит работать в программе, не представляют, как с ней обходиться.
Хуже всего то, что министерства и ведомства за два с половиной года работы над программой успели потратить огромную сумму в 2,4 млрд рублей. Правда, как утверждают эксперты, на разработку проектов такой сложности требуется куда больше времени - лет семь-восемь. Зачем же было спешить, натыкаться на ошибки, в авральном порядке пытаться их исправить, чтобы получить новые, еще более сложные проблемы?
Из-за спешки к действительно нужной и востребованной информационной системе сегодня предъявляется множество нареканий как со стороны участников рынка ЖКХ и представителей бизнеса, так и государственных органов. С проблемами текущей версии ГИС, по данным СМИ, вынуждены разбираться по всей России - от Якутии до Республики Коми.
Страдают от "сырой" инфосистемы не только чиновники. Непроработанность основных процедур и накапливающиеся ошибки ставят под угрозу и конечных пользователей, ради которых создавалась ГИС. Как пишет пресса, из-за нестыковок с введением и прохождением финансовой информации в системе простые граждане рискуют быть признанными неплательщиками по жилищно-коммунальным услугам. Что за этим последует, пояснять не стоит: отключение воды и электричества далеко не самые тяжелые последствия неплатежей. Ведь, согласно действующему законодательству, должники по коммунальным счетам могут быть просто выселены с занимаемой ими жилплощади.
Так стоит ли торопиться с запуском ГИС ЖКХ? Тем более что предполагается уже с 1 января следующего года ввести административную ответственность за неиспользование этой инфосистемы. Кстати, собираемость коммунальных платежей с граждан в России, как сообщают СМИ, достигает 98%, а значит, есть время, чтобы довести программу до ума, обучить персонал, обкатать исполнимые процедуры, и только потом вводить систему в действие.