Глава правительства Дмитрий Медведев признался, что у правительства нет средств на поддержку всех моногородов. Сегодня в моногородах проживает почти десятая часть населения России, - почти четырнадцать миллионов человек. Какая судьба ждет эти агломерации? Поговорим об этом с Александром Сергеевичем Пузановым, генеральным директором Фонда "Институт экономики города".
- Я читал, что в стране насчитывается триста сорок два моногорода, премьер-министр назвал другую цифру - триста девятнадцать...
Александр ПУЗАНОВ: Есть официально утвержденные перечни, есть научные экспертные оценки, - там эта цифра варьируется от трехсот до семисот поселений, которые по тем или иным основаниям можно причислить к моногородам. Притом, критерии оценки стабильны, просто это некий бюрократический процесс, - заявки, обоснования, просьбы включить то или иное поселение в перечень, перевести из одной категории в другую.
- О проблемах моногородов заговорили еще в 2008 - 2009-м годах, - пикалевские события все помнят до сих пор. С тех пор государство пыталось как-то решить проблему: и денег давало, и предлагало переселять людей. Насколько эффективными оказались эти меры?
Александр ПУЗАНОВ: С 2010-го года начала реализовываться некая реальная система мер, - сорок девять моногородов получили в той или иной мере поддержку. Что реально делает государство в рамках имеющихся у него возможностей? В первую очередь, оно поддерживает проекты создания инфраструктуры для индустриальных парков и технопарков на территории моногородов. Это могут быть инвесторы извне, либо трансформация градообразующего предприятия, - вывод непрофильных цехов в самостоятельные предприятия. Но основные направления поддержки, вложения реальных средств федерального бюджета - это поддержка индустриальных парков.
В гораздо меньшей степени это могла быть поддержка градообразующих предприятий ( или не градообразующих, но имеющих реальный потенциал альтернативной занятости) предприятий, агропромышленного комплекса. В значительно меньшей степени - общегородская инфраструктура или агломерационные проекты. Поэтому общий вывод, который мы неоднократно высказывали, - при таком наборе поддержки не используются все возможности для развития моногородов, а ведь они есть...
Часто все начинается с лозунга "диверсификации", созлдания более широкого спектра отраслей, сфер занятости, а заканчивается закреплением сложившейся моноспециализации. Здесь действительно есть объективный конфликт, проблема, которая существует всегда: в краткосрочный период на федеральном уровне мы обращаемся к моногородам как правило когда что-то случается. Когда возникает кризис, который необходимо как можно скорее погасить. Но подобные краткосрочные меры ведут обычно лишь к закреплению моноспециализации...
Аудиозапись программы "Особое мнение", выпуск о судьбе российских моногородов