5 октября 2016 года в рамках экспертной сессии, проведенной Федеральным центром проектного финансирования с участием членов Экспертного совета ФЦПФ, представителей органов власти, девелоперских компаний и отраслевых экспертов, состоялось обсуждение новых подходов к созданию методик оценки эффективности городского развития.
Новые подходы являются результатом научно-исследовательской работы, проведенной ФЦПФ совместно с Институтом экономики города и компанией Habidatum по преобразованию спонтанных данных в альтернативную статистику для использования в целях городского управления и планирования.
В настоящее время анализ спонтанных данных приобретает особую значимость и применяется во многих зарубежных странах как неотъемлемый элемент умного города. А Всемирный банк разрабатывает стандарты их использования в общественных целях, которые в дальнейшем могут быть унифицированы в рамках национальных законодательств.
Преимущество спонтанных данных состоит в том, что они одновременно - качественные, отражающие напрямую жизнедеятельность города, и оперативные, существующие в отличие от традиционной статистики в режиме on-line.
Существует множество источников таких данных: площадки социальных сетей (Вконтакте, Twitter, Facebook), данные сотовых, операторы мобильных приложений с функцией геолокации, например, Nike+ Running и их аналоги; операторы навигационных систем, например, HERE, Yandex Maps, TomTom и другие.
В Калифорнии, например, с помощью анализа данных Twitter построена модель, позволяющая выявлять точки концентрации аварий и предсказывать дорожные происшествия. В Лондоне спонтанные данные используются для анализа пассажирских перевозок, осуществляемых общественным транспортом.
Для создания практических моделей в рамках исследовательской работы были выбраны наиболее важные направления развития российских городов. Во – первых, это массовая кадастровая оценка коммерческой недвижимости, которая востребована для формирования доходной базы местных бюджетов. Также в ней заинтересованы и девелоперы для более адекватной оценки экономической эффективности своих проектов. Во–вторых, транспортное планирование и управление в целях оценки текущих и будущих транспортных «узких мест», оптимизации работы общественного транспорта и принятия более обоснованных решений о реализации тех или иных инфраструктурных проектов. И третье направление – это определение миграционных ареалов агломераций для управления пространственным развитием и определения нагрузок на инфраструктуру.
На основе данных подходов были проведены оценки в 5 российских городах: Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Ярославле и Хабаровске.
Тема массовой кадастровой оценки недвижимости становится сегодня особо актуальной в связи со вступлением с января 2017 года закона о государственной кадастровой оценке. Ярким примером несовершенства существующих методик, по данным исследования, стала Уфа, которая знаменита своими судебными разбирательствами. Согласно материалам судебной практики, в столице Башкирии стоимость оценки нежилых зданий, установленная по результатам государственной кадастровой оценки, в 80% случаев снижалась по решениям судов. А в Нижнем Новгороде, например, кадастровая стоимость некоторых земельных участков была завышена в 4-9 раз.
Значимым фактором в данной ситуации является не только формирование местной налоговой базы, но и установление налогов и сборов, которые будут восприняты как справедливые с точки зрения населения и не вызовут социальной напряженности. В отличие от традиционных оценок использование спонтанных данных позволяет учесть гораздо большое число факторов, влияющих на стоимость недвижимости и как следствие, получать максимальное приближение кадастровой оценки к рыночной стоимости.
Как резюмировали участники экспертной сессии, во многом причины существующей низкой эффективности городского управления кроются в отсутствии в арсенале властей современных инструментов. Ведь качество городского управления напрямую зависит от качества используемых данных и их актуальности. И создание альтернативной статистики, учитывающий множество факторов, которых нет сегодня в традиционной административной системе принятия решений – это тот инструмент, который позволит перейти от режима оперативного менеджмента к проблемно-ориентированному подходу в управлении городским развитием. Такой подход позволит реализовывать потенциал территорий и существенно повысить обоснованность и эффективность в принятия решений о реализации инфраструктурных проектов.