Вы здесь

Президент ИЭГ Косарева Н.Б. для RegNews о готовящихся изменениях в Земельный кодекс

Дата публикации: 16.11.2015

Битва города с деревней

Шаги властей навстречу застройщикам могут создать дефицит пахотных земель

В Минсельхозе РФ бьют тревогу, опасаясь, что готовящиеся Минэкономразвития изменения в Земельный кодекс приведут к массовой застройке сельхозугодий. Эксперты предупреждают, что такой подход чреват и деградацией городов.

Как сообщили RegNews в департаменте земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза, в законопроекте, предусматривающем переход от деления земель на категории к территориальному зонированию, приоритет теперь отдается застройке, а заодно и недропользованию на землях сельхозназначения.

Изменения в Земельный кодекс РФ, отменяющие понятие «категория земель», должны вступить в силу в 2018 году. Вместо трудоемкой процедуры перевода земли из одной категории в другую планируется использовать территориальное зонирование, которое и будет определять разрешенный вид использования участков. Предполагается 14 видов территориальных зон: жилые, общественно-деловые, производственные, зоны сельскохозяйственного назначения и т.д.

У Минсельхоза не было претензий к этому документу вплоть до недавних пор. По словам статс-секретаря — замминистра сельского хозяйства Виктории Абрамченко, последняя редакция закона была доработана Минэкономразвития по итогам июньского совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, где речь шла об облегчении работы компаниям, которые ведут жилую и коммерческую застройку. Документ не покушался на земли сельхозназначения, отдавая им приоритет в использовании по отношению к недропользованию и застройке. Однако теперь, сообщила она, законопроект дорабатывается в обратную сторону — приоритет дается застройке сельхозземель и недропользованию на сельхозземлях.

Минсельхоз с этим согласиться не может и предлагает оценивать экономический потенциал использования земли. То есть, если производство сельхозпродукции на конкретном участке дает больший экономический эффект, чем его застройка, приоритет должен быть у производства сельхозпродукции, пояснила Виктория Абрамченко. Впрочем, она не исключила, что застройка таких участков бывает оправданной и необходимой, когда это единственно возможный вариант размещения объекта.

Площадь земель сельхозназначения в России превышает 386 млн гектаров, в том числе свыше 196 млн га — это сельскохозяйственные угодья. Сегодня большая часть этого ресурса не используется, но стоящие перед аграриями страны задачи по импортозамещению продовольственной продукции, безусловно, сделают землю более востребованной. К тому же Минсельхоз ставит задачу нарастить экспорт зерна за счет увеличения его производства до 130-140 млн тонн, что потребует задействовать резервы пашни.

Директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Шагайда пояснила RegNews, что сельхозземли наиболее привлекательны для застройщиков, поскольку их легко осваивать.

«Они находятся не в лесу, не на болоте, не в городе, а значит, не требуют предварительной подготовки, здесь не нужно тратить средства на расселение людей из ветхого жилья. Однако во всех странах ограничивают использование сельхозугодий для целей застройки, — замечает она. — Что касается изменений в Земельный кодекс, то нельзя сказать, как новые поправки это будут делать. Переход к территориальному зонированию нужен. Однако он может быть сделан и в рамках категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в предложенном законопроекте нет ни одного механизма ни изъятия, ни защиты сельхозугодий. Присутствуют только правильные слова про ценные земли, высокоплодородные участки и отсылочные нормы, которые еще только будут разработаны. Есть опасение, что эти отсылочные нормы, которые будут вводиться не на уровне закона, которые не будут внимательно изучаться и широко обсуждаться, могут облегчать изъятие сельхозземель без учета их качества и влияния на состояние продовольственной безопасности страны. Кроме того, законопроект вносится в рамках «дорожной карты» по снижению административных барьеров градостроительной деятельности, что тоже вызывает неприятие. На мой взгляд, закон необходимо вводить отдельно в каждом субъекте РФ после того, как там будут проведены все работы по инвентаризации участков, разработке правил зонирования, сельскохозяйственных регламентов, правил их установления и самого зонирования. Введение такого непроработанного закона единомоментно по всей территории огромной страны — просто вредно. В этой связи, я думаю, что даже после доработки этого проекта нужно предусмотреть статью, когда нормы вводятся законом субъекта РФ по мере проведения всех необходимых, масштабных работ».

К выходу застройщиков за пределы городов и поселков с перспективой занятия земель сельхозназначения негативно относится президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева.

«Мы всегда были противниками готовящихся изменений в Земельный кодекс, поскольку это попытка изменить всю систему землепользования, — рассказала она RegNews. — Хотя до последнего времени никто особо не покушался на сельхозугодья, мы, как и Минсельхоз, считаем, что рост городов вширь, в том числе за счет застройки на землях сельхозназначения, далеко не всегда оправдан. Конечно, застройщикам проще выйти за пределы городской черты, нежели проводить редевелопмент территорий ветхой и устаревшей застройки, промзон. Но в результате города деградируют. На наш взгляд, мегаполисы должны расширяться только в том случае, когда растет их население, как в Москве или Екатеринбурге. Но раздвигать границы следует осмотрительно, и не только потому что это выгодно застройщикам, а заодно и властям, которые спешат отчитаться о быстро возведенных квадратных метрах».   

RegNews

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть